Контрольная работа судебная власть рф

2

Введение

Глава 1. Судебная власть, ее понятие и особенности.

Глава 2. Судебная система в РФ.

2.1. Конституционный суд Российской Федерации

2.2.  Верховный суд РФ.

2.3. Высший арбитражный суд РФ.

Заключение

Список использованной литературы:

Введение

Место судебной власти в системе органов государственной власти Российской Федерации в решающей степени определяется положением о разделении властей, закрепленным в ст. 10 и 11 Конституции РФ.

…Разделение властей закрепляется в Конституции Российской Федерации в качестве одной из основ конституционного строя для Российской Федерации в целом, т.е. не только для федерального уровня, но и для организации государственной власти в ее субъектах…(2).

Судебная власть признается как разновидность государственной власти наряду с законодательной и исполнительной, ее органы пользуются самостоятельностью. Эта самостоятельность судебной власти проявляется в независимости судей, которые подчиняются только Конституции РФ и закону. В своей деятельности по осуществлению правосудия они никому не подотчетны.

Актуальность этой темы состоит в раскрытии направленности и организации конституционно-правовых принципов судебной власти РФ, а также дать анализ деятельности Верховного Суда РФ, его компетенции и полномочий в системе судов общей юрисдикции, место и роль Верховного Суда в судебной системе РФ.

Целью данной работы является раскрыть сущность и основные особенности судебной власти в РФ.

Исходя из цели были выдвинуты следующие задачи:

1.      Рассмотреть сущность судебной власти;

2.      Выявить основные особенности Конституционного суда, Верховного суда и Высшего Арбитражного суда РФ.

Глава 1. Судебная власть, ее понятие и особенности

   Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом.     Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

     Судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом. Создание чрезвычайных судов не допускается.(ст.

188 Конституции РФ)

Вообще властью государственной (политической) принято считать возможность и способность народа и (или) государства в лице его органов оказывать воздействие на поведение людей и в целом на процессы, происходящие в обществе, с помощью убеждения, принуждения либо иных способов.

Судебная власть – одна из ветвей государственной власти. Судебную власть можно определить как возможность и способность занимающего особое положение в государственном аппарате органа (суда) воздействовать на поведение людей и социальные процессы.

Из этого определения следует, что понятию судебной власти свойственно по крайней мере два компонента: во-первых, данная власть может реализоваться только специально создаваемым государственным учреждением — судом; во-вторых, у этого органа должны быть свои, присущие только ему возможность и способность воздействия.

Эти признаки взаимосвязаны и взаимозависимы. Их нельзя изолировать друг от друга или противопоставлять.

Правосудие — важное проявление судебной власти, но не единственное. Судебная власть может проявляться во многом.

Полномочия судебной власти:

                  конституционный контроль;

                  контроль за законностью и обоснованностью решений и действий органов государственной власти и местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц;

                  обеспечение исполнения приговоров и иных судебных решений;

                  дача разъяснений по вопросам судебной практики;

                  участие в формировании судейского корпуса и содействие органам судейского сообщества.

Судебная власть признается как разновидность государственной власти наряду с законодательной и исполнительной, ее органы пользуются самостоятельностью. Эта самостоятельность судебной власти проявляется в независимости судей, которые подчиняются только Конституции РФ и закону. В своей деятельности по осуществлению правосудия они никому не подотчетны.

Судебная власть принадлежит не только высшим судебным инстанциям (Верховному Суду и др.), но всем судам Российской Федерации. Они стоят в одном ряду с Президентом РФ, Федеральным Собранием, Правительством РФ, осуществляющим государственную власть в Российской Федерации (ч. 1 ст. 11 Конституции РФ).

Принцип разделения властей не только распределяет функции государственной власти между тремя ветвями власти, но и устанавливает их самостоятельность и взаимную уравновешиваемость.

В этой системе суды связаны с законодательной и исполнительной властью обязанностью применять законы и другие нормативные правовые акты, а также в отношении назначения судей на их должности, но судебная власть обладает возможностью фактической отмены законов, указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ, если они будут ею признаны неконституционными.

Судебная власть полностью самостоятельна в вынесении судебных решений и приговоров, но их исполнение относится к обязанностям исполнительной власти.

Возможность судебного обжалования гражданами действий (бездействия) должностных лиц и органов исполнительной власти позволяет судебной власти противостоять незаконным действиям этой власти.

Функции и полномочия судебных органов, таким образом, служат своеобразным противовесом в отношении двух других ветвей власти, а в совокупности с ними образуют единую государственную власть.

Принцип разделения властей важен также для того, чтобы взаимный контроль и сбалансированность полномочий не привели к присвоению полномочий судебной власти какой-либо другой властью. Судить не вправе ни органы законодательной, ни органы исполнительной власти.

Со своей стороны судебная власть не должна заниматься нормотворчеством, подменяя законодательные органы, вмешиваться в прерогативы исполнительной власти.

Вместе с тем судебная практика, безусловно, влияет на направление законодательной деятельности, а также исправляет многие ошибки органов исполнительной власти; более того, своим толкованием права в процессе его применения, суды выявляют подлинное содержание правовых норм, часто отличное от первоначальных целей.

Согласно Конституции РФ (ч. 2 ст. 118) судебная власть в Российской Федерации осуществляется посредством четырех видов судопроизводства:

1.      конституционного;

2.      гражданского;

3.      административного;

4.      уголовного.

Каждому из этих видов соответствует свой комплекс установленных законом процессуальных правил. Конституция РФ не содержит перечня конкретных судебных инстанций, а ограничивается закреплением общего правила о том, что судебная система РФ устанавливается Конституцией РФ и федеральным конституционным законом.

Отсюда вытекает, что ни один суд, входящий в судебную систему РФ, не может быть учрежден каким-либо правовым актом, кроме федерального конституционного закона.

Глава 2. Судебная система в РФ

В настоящее время судебная система РФ состоит из следующих судов:

              1. Конституционная юстиция. Она включает Конституционный Суд РФ, а также конституционные и уставные суды в субъектах РФ, которые, однако, не составляют единой системы с федеральным Конституционным Судом.

2. Суды общей юрисдикции. Они включают Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды автономной области и автономных округов, городские суды Москвы и Санкт-Петербурга, районные суды, а также военные суды (в гарнизонах, армиях, флотилиях и т. д.). Они осуществляют правосудие по уголовным, гражданским делам и делам, возникающим из административных правонарушений.

Судьями общей юрисдикции субъектов РФ являются мировые судьи, которые в пределах своей компетенции рассматривают гражданские, административные и уголовные дела в качестве суда первой инстанции. Полномочия и порядок деятельности мирового судьи устанавливаются федеральным законом и законом субъекта РФ.

3. Арбитражные суды. В эту систему входят Высший Арбитражный суд РФ, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные суды республик и других субъектов РФ. Они осуществляют правосудие путем разрешения экономических споров и рассмотрения ряда иных дел.

2.1. Конституционный суд Российской Федерации

Прочный правопорядок, базирующийся на Конституции – необходимое условие и неотъемлемый элемент Конституционный Суд РФ – демократического, федеративного, социального, светского правового государства, признающего, соблюдающего и защищающего права и свободы человека и гражданина.

Такое государство немыслимо без сильной и независимой судебной власти, которой в России в сущности никогда не было.

Требовалось создание институтов, гарантирующих утверждение конституционной законности во всех сферах жизни общества.

Важнейшим таким институтом призван был стать независимый судебный орган, обеспечивающий конституционный контроль в особой процедуре конституционного судопроизводства.

Поэтому создание в России Конституционного Суда явилось не только важным, но и абсолютно необходимым новым шагом вперед в развитии ее конституционного строя.

Конституция Российской Федерации установила в статье 125 четыре группы полномочий Конституционного Суда Российской Федерации. Это

1.                 проверка конституционности законов, иных правовых нормативных актов и договоров, осуществляемая по трем видам запросов и жалоб (от органов власти, граждан и судов);

2.                 разрешение споров о компетенции;

3.                 толкование Конституции Российской Федерации;

4.                 дача заключения о соблюдении порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или в другом тяжком преступлении.

Конституционный Суд Российской Федерации состоит из девятнадцати судей, назначаемых на должность Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации.

Конституционный Суд Российской Федерации вправе осуществлять свою деятельность при наличии в его составе не менее трех четвертей от общего числа судей.

Полномочия Конституционного Суда Российской Федерации не ограничены определенным сроком.

Конституционный Суд Российской Федерации рассматривает и разрешает дела в пленарных заседаниях и заседаниях палат Конституционного Суда Российской Федерации.

Конституционный Суд Российской Федерации состоит из двух палат, включающих в себя соответственно десять и девять судей Конституционного Суда Российской Федерации.

Персональный состав палат определяется путем жеребьевки, порядок проведения которой устанавливается Регламентом Конституционного Суда Российской Федерации.

В заседаниях палат рассматривается и разрешается большинство дел, входящих в компетенцию Конституционного Суда Российской Федерации. Заседания проходят под председательством одного из судей – членов палаты в порядке установленной очередности.

Председатель Конституционного Суда руководит подготовкой его пленарных заседаний и председательствует на них, вносит на рассмотрение Конституционного Суда вопросы, подлежащие рассмотрению на заседаниях, представляет Конституционный Суд перед государственными органами, общественными объединениями и т.д.   В Регламенте Конституционного Суда устанавливаются порядок определения состава палат, распределения дел между ними, определение очередности их рассмотрения, некоторые правила процедуры заседаний, делопроизводства в Суде, требования к работникам аппарата Конституционного Суда и др.

В качестве принципов конституционного судопроизводства Федеральный конституционный закон “О Конституционном Суде Российской Федерации” определил независимость, коллегиальность, гласность, устность разбирательства, русский язык судопроизводства, непрерывность судебного заседания, состязательность и равноправие сторон.

  Решение по делам принимают только те судьи, которые участвовали в рассмотрении дела в судебном заседании. Дела в заседаниях Конституционного Суда рассматриваются открыто,  исключением случаев, предусмотренных Законом о Конституционном Суде. Решения провозглашаются публично независимо от того, в открытом или закрытом порядке рассматривалось дело.

Заседание по делу проходит непрерывно, за исключением времени, отведенного для отдыха или необходимого для подготовки участников процесса к дальнейшему разбирательству, а также для устранения обстоятельств, препятствующих нормальному ходу заседания.

Повод к рассмотрению дела – это обращение в Конституционный Суд управомоченных субъектов.

Поступившее в Конституционный Суд обращение сначала рассматривается Секретариатом Суда, который проверяет его соответствие требованиям Федерального конституционного закона “О Конституционном Суде Российской Федерации”. По устранении недостатков обращения заявитель может вновь его направить в Суд.

Источник: http://student.zoomru.ru/budjetpravo/sudebnaya-vlast-v-rf/111539.889740.s1.html

Судебная власть

Контрольная работа

Тема №11.

Судебная власть

Введение………………………………………………………………………. 3
5
9
3.Статус судьи и судебная статистика……………………………….. 23
Заключение……………………………………………………………………. 26
Список литературы…………………………………………………………… 28
Приложение…………………………………………………………………… 30

Введение

Судебная система России — система специализированных органов государственной власти (судов), осуществляющих правосудие на территории России.

Судебная власть призвана охранять право, правовые устои государственной и общественной жизни от любых нарушений, кто бы их не совершал. Правосудие в правовом государстве осуществляется только судебными органами. Никто не может присвоить себе функции суда.

В своей правоохранительной деятельности суд руководствуется только законом, правом и не зависит от субъективных влияний законодательной или исполнительной власти.

Независимость и законность правосудия являются важнейшей гарантией прав и свобод граждан, правовой государственности в целом.

В соответствии с принципом разделения властей одной из трёх (наряду с законодательной и исполнительной властью) ветвей является судебная.

Принцип разделения властей – правовое явление, правовая доктрина, согласно которой признается необходимость в разделении власти на три ветви – законодательную, исполнительную и судебную. Создание системы сдержек и противовесов, при осуществлении властных полномочий.

Характерная черта большинства государств современности реализация ими принципа разделения властей. Согласно установившимся правовым теориям реализация данного принципа неотъемлемый атрибут демократического государства. Принцип разделения властей закреплен ст. 10 Конституции РФ.

Органы судебной власти от имени государства применяют меры уголовного принуждения к лицам, виновным в совершении преступлений, разрешают правовые споры между конкретными лицами, а также рассматривают дела об оспаривании правовых предписаний на предмет соответствия правилам более высокой силы (законов — Конституции).

Цель работы изучение вопроса судебной власти в РФ.

Для достижения поставленной цели требуется решение следующих задач:

    • Рассмотреть понятие, признаки и функции судебной власти в РФ;
    • Изучить органы судебной власти в РФ;
    • Изучить статус судьи и судебная статистика.

Структура работы состоит из введения, 3 заголовков, заключения, списка использованной литературы и приложений.

1. Понятие, признаки и функции судебной власти в РФ

Проблема рационального устройства судебной системы и ее органов существует столько же времени, сколько существует государство как форма организации общества. Проблемы судебной системы сродни проблемам государственного устройства. Схема судебной системы РФ представлена см. Приложение 1 и Приложение 2.

Основополагающий принцип правового демократического государства заключается в том, что его органы, должностные лица и граждане обязаны соблюдать нормы права, соотносить свои решения и действия с правом.

В реальной жизни столкновение разных интересов и оценок действующих норм законодательства неизбежно порождает правовые конфликты.

Задачу по их предотвращению и разрешению, обеспечению законности и правопорядка выполняет суд, используя особое положение в системе органов государственной власти и специфические средства воздействия, ему присущи.

Государственная власть в современном ее понимании едина, и все ее ветви, с учетом специфики их функций, выполняют свои задачи, обеспечивающие решение общих проблем государства.

Судебная власть, охраняя права и свободы человека, защищая законные интересы государства, становится, по существу, участником осуществления всех функций государства.

Ее роль в условиях динамично развивающегося российского общества, функционирования рыночного хозяйства, безусловно, возрастает.

И это важно, поскольку в демократически организованном обществе разрешение возникающих конфликтов должно происходить без произвола и насилия, на основе известных всем правовых установлений, что должно в идеале обеспечиваться судебной властью.

Таким образом, судебная власть представляет собой самостоятельную ветвь государственной власти Российской Федерации, осуществляемой независимым судом в сотрудничестве с другими институтами государства и общества.

Согласно Конституции РФ, судебная власть в Российской Федерации (далее РФ):

  1. осуществляется только судами;
  2. имеет полную самостоятельность номинально, но ФЗ 188 закрепляет назначаемость судебной власти.
  3. реализуется посредством применения права в ходе конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства;
  4. характеризуется единством судебной системы РФ, которое обеспечивается путём:
  5. закрепления принципов судебной системы в Конституции и Федеральном конституционном законе «О судебной системе РФ».
  6. соблюдения всеми судами единых, законодательно установленных правил судопроизводства;
  7. признания обязательности исполнения всех вступивших в силу судебных решений на всей территории страны;
  8. закрепления единства статуса судей на всех уровнях судопроизводства;
  9. финансирования судей из федерального бюджета.

Судебная власть в Российской Федерации:

  • осуществляется только судами в лице судей и привлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению правосудия присяжных и арбитражных заседателей. Никакие другие органы и лица не вправе принимать на себя осуществление правосудия;
  • самостоятельна и действует независимо от законодательной и исполнительной властей;
  • осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Законодательство о судебной системе

Судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации».

Единство судебной системы

Единство судебной системы Российской Федерации обеспечивается путем:

  • установления судебной системы Российской Федерации Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации»;
  • соблюдения всеми федеральными судами и мировыми судьями установленных федеральными законами правил судопроизводства;
  • применения всеми судами Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации, а также конституций (уставов) и других законов субъектов Российской Федерации;
  • признания обязательности исполнения на всей территории Российской Федерации судебных постановлений, вступивших в законную силу;
  • законодательного закрепления единства статуса судей;
  • финансирования федеральных судов и мировых судей из федерального бюджета.

Таблица 1. Общая схема судебной системы Российской Федерации

Суды Российской Федерации
Конституционные суды Суды общей юрисдикции Военные суды Арбитражные суды
Суды высшей инстанции Конституционный суд Верховный суд Высший Арбитражный суд
Суды I инстанции Городские и районные суды, мировые  судьи. (последние — суды субъектов РФ, для которых апелляционной инстанцией являются районные (городские) суды) Гарнизонные военные суды Арбитражные суды субъектов Российской Федерации
Рассматривают дела Соответствие нормативных правовых актов всех уровней действующей  Конституции РФ, — КС РФ.  Соответствие нормативных правовых актов субъектов Федерации их Конституциям (уставам) — Конституционные (уставные) суды субъектов РФ Уголовные, административные, гражданские  и иные дела, подведомственные судам  общей юрисдикции Уголовные, административные, гражданские  и иные дела, подведомственные судам  общей юрисдикции, имеющие отношение  к военнослужащим и организациям, в которых имеется военная  и приравненная к ней служба Судебные споры в сфере экономической  деятельности

Постсоветская Россия являет собой пример государства, в котором до сих пор существует классическое разделение властей, но де-факто судебная власть в силу различных причин находится в зависимости от власти исполнительной. Такая зависимость влечёт за собой ряд негативных последствий как для экономики, так и для общества в целом, в связи с чем в стране время от времени возникают дискуссии о необходимости продолжения судебной реформы.

2.Органы судебной власти в РФ

По действующей Конституции РФ судебная власть осуществляется федеральными судами и судами субъектов РФ.

Российская судебная власть в целом едина и неделима, однако условно можно подразделить правосудие на три ветви:

1) конституционное правосудие;

2) общее правосудие;

3) арбитражное правосудие.

Функции судебной власти

  • Правосудие.
  • Судебный контроль (надзор) за законностью и обоснованностью применения мер процессуального принуждения.
  • Толкование правовых норм.
  • Удостоверение фактов, имеющих юридическое значение.
  • Ограничение конституционной и иной отраслевой правосубъектности граждан России.

Высшие федеральные суды:

  • Конституционный Суд РФ, рассматривающий дела об оспаривании конституционности законов и подзаконных актов, дающий толкование Конституции РФ, а также разрешающий отдельные конкретные конституционные споры, граничащие с удостоверительным укреплением процедур (в рамках отрешения от должности Президента РФ);
  • Верховный Суд Российской Федерации;
  • Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, рассматривающий хозяйственные споры в области предпринимательской деятельности, дела об оспаривании законности нормативных актов, а также отдельные удостоверительные дела, связанные с предпринимательской деятельностью;
  • Дисциплинарное судебное присутствие, являющийся судебным органом, рассматривающим дела по жалобам на решения Высшей квалификационной коллегии судей РФ и квалификационных коллегий судей субъектов РФ о досрочном прекращении полномочий судей за совершение ими дисциплинарных проступков и обращениям на решения этих коллегий об отказе в досрочном прекращении полномочий судей за совершение ими дисциплинарных проступков. (ФКЗ РФ от 9 ноября 2009 г. N 4-ФКЗ «О дисциплинарном судебном присутствии»).

Суды общей юрисдикции

Суд общей юрисдикции — это суд, осуществляющий правосудие по гражданским, уголовным делам и делам, возникающим из административных правонарушений, а также иным делам, подсудным судам общей юрисдикции.

В Российской Федерации к судам общей юрисдикции относятся: Верховный Суд Российской Федерации, верховные суды республик в составе Российской Федерации, краевые, областные суды, суды автономных областей, автономных округов, Московский и Санкт-Петербургский городские суды, районные (городские) суды, и система военных судов.

К федеральным судам в судах общей юрисдикции относятся также специализированные суды (это не чрезвычайные суды, и их создание не вызвано чрезвычайной ситуацией). В настоящее время в РФ создается Специализированный суд по интеллектуальным правам[1]. В концепции развития судебной системы предусматривается также создание административных, ювенальных и миграционных судов.

Источник: http://referat911.ru/Arbitrajnyi-process/sudebnaya-vlast/238376-2484201-place1.html

Контрольная работа: Аспекты организации судебной власти в Российской Федерации

МОСКОВСКИЙ ПОГРАНИЧНЫЙ ИНСТИТУТ

ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ БЕЗОПАСНОСТИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По дисциплине: «Правоохранительные органы»

На тему: «Аспекты организации судебной власти в Российской Федерации»

Выполнил студент Кобзева Ю.В.

МОСКВА 2009

Введение

Сегодня можно считать основательно утвердившейся точку зрения о том, что судебная власть является самостоятельной ветвью государственной власти. В советский период, особенно на раннем его этапе, эта идея, как известно, отвергалась.

Основное место занимала репрессивная функция суда, суд фактически был звеном государственного аппарата, приспособленного прежде всего к подавлению; о правозащитной функции суда практически ничего не говорилось.

Только с провозглашением идеи правового государства, с признанием в Конституции РФ судебной власти в качестве самостоятельной и независимой ветви государственной власти стала создаваться определенная теоретическая база, находящая отражение в законодательстве.

Самый яркий показатель правового государства – это реальная независимость судебной власти. Еще А.Ф. Кони говорил: «судью необходимо «оградить от условий, дающих основание к развитию в нем малодушия и вынужденной угодливости».[1]

Возможно вы искали – Дипломная работа: Банковская гарантия как способ обеспечения обязательств в российском праве

В правовом демократическом государстве действует правило, согласно которому как само государство, так и объединения граждан и отдельные свободные личности должны соотносить свои поступки с правом. Но столкновения их интересов, различное понимание права неизбежны, что порождает правовые конфликты.

Принятие законов представительными органами, исполнение этих законов исполнительной властью сами по себе не могут предотвратить такие конфликты и обеспечить неуклонное соблюдение права всеми его субъектами, т. е. обеспечить правопорядок.

Эту задачу выполняют суды — независимое звено государственной власти, которое своими специфическими средствами и специальным аппаратом защищает права и свободы людей, утверждает законность и справедливость.

Важнейшая задача государственной власти — охранять права и свободы человека — требует демократизации уголовного процесса и практического внедрения в жизнь права граждан на судебное обжалование действий должностных лиц.

Судебная власть приобретает подлинно универсальный характер, ибо становится участником осуществления всех функций государства, она в то же время обретает независимость по отношению к другим ветвям власти.

Независимая судебная власть становится сердцевиной правового государства и конституционализма, главной гарантией свободы народа.

С 90 – х годов и особенно их второй половины в России начался процесс коренного обновления судебной системы, ее демократизации. Из орудия репрессий и придатка правящей бюрократии суд превращается в инструмент защиты прав человека – важнейший институт правового государства.

Целью настоящей работы является исследование основных аспектов организации судебной власти в Российской Федерации.

В соответствии с поставленной целью в работе сформулированы следующие задачи:

Похожий материал – Курсовая работа: Банкротство индивидуального предпринимателя в Республике Беларусь

¾ изучить основные теоретические основы судебной власти;

¾ дать характеристику судебной системы РФ;

¾ подчеркнуть особенности организации деятельности судов в РФ;

1. Понятие и основные признаки судебной власти

Правоведами дано следующее определение судебной власти – «Судебная власть – это самостоятельная и независимая ветвь государственной власти, созданная для разрешения на основе закона социальных конфликтов между государством и гражданами, самими гражданами, юридическими лицами; контроля за конституционностью законов; защиты прав граждан в их взаимоотношениях с органами исполнительной власти и должностными лицами; контроля за соблюдением прав граждан при расследовании преступлений и проведении оперативно-розыскной деятельности (ОРД); установления наиболее значимых юридических фактов»[2] .

Правосудие в правовом государстве осуществляется только судебными органами. Никто не может присвоить себе функции суда.

В своей правоохранительной деятельности суд руководствуется только законом, правом и не зависит от субъективных влияний законодательной или исполнительной власти.

Независимость и законность правосудия являются важнейшей гарантией прав и свобод граждан, правовой государственности в целом.

Очень интересно – Дипломная работа: Безопасность дорожного движения

В многообразии существующих в науке подходов к определению судебной власти четко прослеживаются два направления.

Одно из них, отождествляющее власть с ее носителями, развивал известный русский процессуалист И.Я. Фойницкий. По его определению, судебная власть “образует систему подчиненных закону органов, призванных к применению закона в порядке судебного производства”[3] .

В современной науке судебную власть как “систему государственных и муниципальных органов, обладающих предусмотренными законом властными полномочиями, направленными на установление истины, восстановление справедливости и наказание виновных, решения которых обязательны к исполнению всеми лицами, которых они касаются”, определяют Ю.А. Дмитриев и Г.Г. Черемных[4] .

Другой подход к определению судебной власти заключается в ее понимании как деятельности по рассмотрению судебных дел. Принятые в преддверии Судебных уставов 1864 г. Основные положения уголовного судопроизводства 1862 г. утверждали, что “власть судебная, т.е.

рассмотрение уголовных дел и постановление приговоров, принадлежит судам без всякого участия властей административных” (ст. 5).

Как ветвь власти государственной, принадлежащую органам, не несущим административных или законодательных функций и призванную “осуществлять закон, утверждать его господство в жизни, бороться с произволом и насилием.., всесторонне рассматривать дело”, определял судебную власть известный русский ученый С.В. Познышев[5] .

Закрепление в ныне действующей Конституции РФ принципа разделения властей (ст.

10) позволило и в современной науке определить судебную власть как “специфическую независимую ветвь государственной власти, осуществляемую путем рассмотрения и разрешения в судебных заседаниях споров о праве”[6] , как” представленные специальным органам государства – судам — полномочия по разрешению отнесенных к их компетенции вопросов, возникающих при применении права и реализации этих полномочий путем конституционного, гражданского, уголовного, административного, арбитражного судопроизводства с соблюдением процессуальных норм”[7] .

В понятии судебной власти, представленном сторонниками обеих концепций, выделяются два ключевых момента, образующих неразрывное единство.

Первый, содержательный, состоит в том, что судебная власть – это полномочия по разрешению возникающих в обществе конфликтов с использованием специальной процедуры. Второй, организационный, заключается в том, что это полномочие принадлежит исключительно судам.

Представляется, что именно так следует понимать слова И.Я. Фойницкого: “Суд в современном процессуальном строе есть функция государственной власти”, “государственная власть сосредоточила у себя право суда”[8] . Противопоставление двух составляющих судебной власти беспредметно.

Суд, судебная власть и правосудие – понятия, хотя и не тождественные, но взаимосвязанные: судебная власть реализуется в правосудии, а правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом[9] .

Определение судебной власти как принадлежащих судам права и возможности осуществлять правосудие посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства в полной мере соответствует смыслу ст. 118 Конституции РФ.

Исходя из современных представлений о правосудии как о разрешении социально-политических конфликтов в обществе[10] и о суде как органе, осуществляющем в специфической процессуальной форме функцию социально-политического арбитража[11] , судебную власть можно определить и как исключительное полномочие суда по разрешению социальных конфликтов правового характера[12] .

Вам будет интересно – Курсовая работа: Безработица у Украине

Наличие различных подходов к определению судебной власти вызывает в теории разногласия и в толковании других терминов, в частности затрудняет правильное определение функций и форм судебной власти.

В научной юридической литературе нет ясности не только по вопросу о том, какие функции выполняет судебная власть и в каких формах она реализуется, но отсутствуют и четкие критерии, позволяющие относить определенные виды судебной деятельности к категории функции или формы. Так, В.А. Ржевский и Н.М.

Чепурнова называют “правосудие, надзор за судебной деятельностью нижестоящих судов со стороны вышестоящих, судебное управление, судебный контроль в области исполнительной власти, судебный конституционный контроль” формами осуществления судебной власти[13] . В.В.

Скитович относит к функциям судебной власти некоторые из видов судебной деятельности — правосудие, юрисдикционный контроль, формирование судейского корпуса и руководство судебной практикой[14] . По мнению В.П.

Божьева, функцией судебной власти является правосудие, а судебный контроль, формирование судейского корпуса, руководство судебной практикой — полномочия судебной власти, виды ее реализации. Отнесение одних и тех же видов деятельности к различным категориям нуждается в объяснении.

Судебная власть как определенная функция суда обладает рядом основных признаков:

1. Судебная власть – вид государственной власти. Она осуществляется государственными органами, выражает государственную волю, ее составляют государственно-властные полномочия. В отличие от других видов власти, реально влияющих на жизнь людей, судебная власть – одна из трех ветвей государственной власти, установленная Конституцией и другими законами.

2. Судебная власть принадлежит только судам – государственным органам, образуемым в установленном законом порядке, формируемым из людей, способных на основе соответствующей подготовки и своих личных качеств осуществлять правосудие и реализовывать судебную власть в иных формах.

Судебная власть в России принадлежит только судам в лице судей и привлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению правосудия присяжных, народных и арбитражных заседателей[15] . В соответствии с Всеобщей декларацией прав человека 1948 г.

каждому человеку должно быть гарантировано право (на основе полного равенства) на то, чтобы его дело было рассмотрено гласно и с соблюдением требований справедливости независимым и беспристрастным судом [16] .

3. Исключительность судебной власти – следующий ее признак. Судебную власть вправе осуществлять только суды[17] . Важнейшая функция судебной власти – осуществление правосудия – по Конституции Российской Федерации принадлежит только суду, только суд может признать человека виновным в преступлении и подвергнуть его уголовному наказанию.

Похожий материал – Дипломная работа: Благоустройство и озеленения территории

4. Независимость, самостоятельность, обособленность – характеристики судебной власти. При выполнении своих функций судьи подчиняются только Конституции Российской Федерации и закону [18] .

Независимость судебной власти одновременно означает запрет каждому суду и судье подчиняться воздействию с чьей-либо стороны при рассмотрении конкретных дел и принятию по ним решений, обязанность противостоять попыткам такого воздействия.

Самостоятельность судебной власти означает, что судебные функции суд не делит с какими-либо другими органами, а решения суда не требуют чьих-либо санкций или утверждения. Суды, осуществляющие судебную власть, образуют самостоятельную ветвь государственной власти.

Обособленность судебной власти означает, что суды образуют систему государственных органов, не входящую в какую-либо другую государственную структуру, систему, не подчиненную при выполнении своих функций кому-либо.

5. Процессуальный порядок деятельности – важнейший признак судебной власти. Процессуальный порядок определяет только закон. Закон подробно регулирует правила действий суда и принятия им решений при рассмотрении конкретных дел.

Процессуальный порядок, регулируя правила судебной процедуры, представляет собой высокую социальную ценность.

Он призван обеспечить законность всей деятельности органов, осуществляющих судебную власть, законность, обоснованность и справедливость судебных решений, охрану прав лиц, чьи интересы с той или иной степени затрагивает судебную власть.

6. Осуществление полномочий путем судопроизводства – признак судебной власти[19] . Судопроизводство представляет собой деятельность, которая начинается при наличии предусмотренных законом оснований и поводов. Эта деятельность развивается в последовательности, установленной процессуальным законом и протекает в процессуальных формах.

7. Подзаконность судебной власти означает, что компетенция судов, их полномочия определяются Конституцией Российской Федерации и другими федеральными законами. Законодательные органы, законодательная власть не вправе вмешиваться в производство по конкретным делам. Но созданные ею законы должны неукоснительно соблюдаться судами.

Судьи всех судов, в том числе и Конституционного Суда, независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и закону[20] . Особой юридической силой обладает толкование Конституции Российской Федерации Конституционным Судом Российской Федерации.

Оно является официальным и обязательным для всех органов государственной власти и местного самоуправления, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений[21] .

2. Судебная система Российской Федерации

Источник: https://cwetochki.ru/ref-kontrolnaia-rabota-aspekty-organizatsii-sudebnoi-vlasti-v-rossiiskoi-federatsii.html

Судебная система РФ, Конституционное право – Контрольная работа

ВВЕДЕНИЕ 3

Глава

1. Судебная власть и её правовое регулирование 6

1.1. Понятие судебной власти в свете современных подходов: сущность, содержание, свойства, признаки.6

1.2. Основные функции судебной власти.11

1.3. Основные формы осуществления судебной власти.14

Глава

2. Проблемы совершенствование судебной власти на современном этапе Российских реформ 17

2.1. Место и роль судебной реформы в системе Российского права 17

2.2. Актуальные вопросы развития конституционного законодательства о федеральной судебной власти.21

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 27

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы не вызывает сомнения. На рубеже веков в России, как и за рубе-жом, происходят процессы осмысления пройденного исторического пути, дальнейших пер-спектив развития демократии, гражданского общества, правовой государственности.

Наблю-дается определенная переоценка ценностей в системе демократических институтов. На пер-вый план все более выдвигаются проблемы судебной власти, правосудия, законности, спра-ведливости правопорядка.

Взгляд на судебную власть как на неотъемлемый компонент со-временной демократии делает еще более актуальной задачу исследования закономерностей и форм ее осуществления.

Исследование теоретических проблем судебной власти в условиях российского правового государства является сложной и интересной темой, поскольку в ней соединены две глобальные, взаимосвязанные и взаимообусловленные проблемы российских преобразований правовое государство и судебная власть.

Конституция Российской Феде-рации впервые в истории Российского государства провозгласила Россию демократическим правовым социальным государством, в котором человек, его права и свободы представляют собой высшую ценность. В Документе Копенгагенского совещания по человеческому изме-рению (1990г.) говорится: «Правовое государство означает справедливость, основанную на признании и полном принятии ценности человеческой личности».

В числе ценностей действующей Российской Конституции это утверждение судебной власти в качестве независимой ветви власти наряду с законодательной и исполнительной.

Российская демократия сделала решительный шаг вперед, провозгласив высшей ценностью человека, его права и свободы и возложив обеспечение этих прав на государство и такой его институт, как судебная власть.

Особое место судебной власти в системе разделения властей правового государства предопределено такими ее свойствами, как независимость и исключи-тельность, что дает ей возможность, будучи по своей природе разновидностью государст-венной власти, защищать права человека и гражданина, выступать арбитром между государ-ством и личностью и в определенной мере — арбитром в отношении ветвей власти, быть га-рантом справедливости и законности. Вот почему значение судебной власти в условиях де-мократии возрастает.

Судебная власть является частью так называемой системы сдержек и противовесов, средством разрешения споров между органами государственной власти. Однако эта задача судов в Российской Федерации прослеживается лишь на федеральном уровне, да и то дис-кретно.

Что же касается регионального и муниципального уровней, то она и вовсе оказыва-ется нереализованной.

Конечно, у нас не хватает практического опыта в нормативно-правовом определении этих функций судебной власти, но всякий практический опыт должна предварять хорошо разработанная теория, которая в нашей стране, по отношению к судебной власти, остается пока неразработанной.

Российская Конституция восприняла многие позитивные черты и свойства зарубеж-ного опыта конституционного развития. В полной мере это относится и к институту судеб-ной власти. Однако и национальные традиции, например, институт присяжных, адвокатура, также оказывают влияние на развитие системы правосудия.

Между тем, задача судебной реформы состоит в становлении в России подлинной су-дебной власти, независимой в своей деятельности от кого бы то ни было, ориентированной на правовые ценности, отраженные в международных стандартах в области прав человека. Поэтому основы принципиально нового отношения к личности в судопроизводстве правово-го, демократического государства должны быть заложены в настоящее время.

Цель работы заключается в разработке понятийного аппарата, составляющего теоре-тико-правовые основы судебной власт и отражающего процессы совершенствования фор-мирующейся современной модели судебной власти, ее роли и значения в механизме право-вого государства.

Осуществление поставленной цели я вижу в решении следующих задач: определение понятия, свойств, принципов, признаков судебной власти и основных форм ее осуществле-ния и функционирования; выявление основных форм осуществления судебной власти и пра-восудия; разработка предложений к концепции судебной реформы в Российской Федерации, связанных с определением сущности, закономерностей становления судебной власти; выяв-ление актуальных вопросов развития конституционного законодательства о федеральной су-дебной власти;

Объект исследования — правовые отношения в сфере организации и осуществления судебной власти, рассмотрение теоретико-правовых основ судебной власти как правового института, ее реализация через систему правосудия в условиях формирования российского правового государства.

Предмет исследования составили основные исторически развивавшиеся представле-ния о судебной власти и соответствующие положения Конституции Российской Федерации, федеральное законодательство, другие правовые источники, касающиеся судебной власти, форм ее осуществления и функций.

Выдержка из текста

Глава

1. Судебная власть и её правовое регулирование

1.1. Понятие судебной власти в свете современных подходов: сущность, содержание, свойства, признаки.

Понятия «суд» и «судебная власть» — не идентичные понятия. Они различаются как по значению, так и по историческим корням. Общепризнанно, что суд — это учреждение по рас-смотрению споров. Исторически, как социальное явление, суд появился практически одно-временно с государством, а его истоки восходят к догосударственной организации.

Типичная модель возникновения судебной власти (конечно, с множеством нюансов, изъятий, отклоне-ний, продиктованных историческими, национальными, географическими и тому подобными особенностями той или иной страны) выглядит примерно так.

Хронологически сначала по-является парламент, концентрирующий в себе законодательную власть, затем он образует правительство (иногда избирает и главу государства), сосредоточивающее исполнительную власть, а уже потом обе эти ветви власти согласованными действиями формируют третью, судебную власть.

Но далее происходит нечто феноменальное, давшее Шарлю Монтескье, одному из творцов теории разделения властей, основание определить судебную власть как власть sui generis (особого рода): будучи порожденной законодательной и исполнительной властями, судебная власть затем как бы отрывается от своих родителей, поднимается, возно-сится над ними и контролирует их, проверяет конституционность и законность их действий и решений, а законодатели и исполнители никакими правомочиями в отношении судей не об-ладают.

Что касается понятия «судебная власть», то оно появилось значительно позже, чем суд как государственный орган, и связано с формированием концепции разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную.

Понятие «судебная власть» в современ-ном отечественном правоведении утверждалось в начале 90-х годов и прочно вошло в кон-ституционное законодательство с принятием Конституции Российской Федерации 1993 года. Вероятно, справедливы их упреки в адрес советского государства по этому поводу. «К 1992 году — пишет В.М.

Савицкий, — исчезла, славу Богу, необходимость говорить о судебной вла-сти намеками и аллегориями». В самом деле: статья 1 Закона «О статусе судей в Российской Федерации» от

2. июня 1992 г. имеет четкий и недвусмысленный заголовок: «Судьи носи-тели судебной власти». А далее в статье формулируется важнейшее положение: «Судебная власть самостоятельна и действует независимо от законодательной и исполнительной вла-стей».

Отчетливо сознавая бесконечные трудности, которые возникают и будут возникать на пути практического осуществления этого тезиса, нельзя в то же время не признавать гигант-скую значимость политических перемен, сделавших возможным закрепление его в законе. Однако было бы заблуждением считать это понятие для России столь недавним изобретени-ем. Достаточно сказать, что понятием «судебная власть» широко пользовались реформаторы второй половины XIX века. Так, в Учреждении судебных установлений от

2. ноября 1864 года говорилось: «

1. Власть судебная принадлежит: Мировым судьям. Съездам Мировых Судей. Судебным Палатам и Правительствующему Сенату в качестве верховного кассацион-ного суда.

2. Судебная власть означенных в предшедшей 1-й статье установлений распро-страняется на лица всех сословий и на все дела, как гражданские, так и уголовные. Приме-чание. Судебная власть духовных, военных, коммерческих, крестьянских и инородческих судов определяется особыми о них постановлениями” .

Список использованной литературы

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Конституция Российской Федерации от

1. декабря 1993 г. // Российская газета. 1993. № 237.

2. дек.

2.Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 № 1-ФКЗ (ред. от 05.04.2005) «О судебной системе Российской Федерации». // СЗ РФ. 1997. №

1. Ст.

1. СЗ РФ. 2005. №

15. Ст. 1274.

Источник: https://nadfl.ru/work/10241/sudebnaya-sistema-rf