Мировой суд это 19 век

Суд идет!

В 60-70 годах XIX века был проведен ряд реформ: крестьянская, военная, городская, земская, судебная. Все реформы были вызваны назревшей необходимостью, которая осознавалась уже и «верхами», то есть господствующей властью.

Судебная система государства находилась в особенно плачевном состоянии: суд действовал на законодательстве Петра I, Екатерины II и даже в отдельных случаях на Соборном уложении 1649 г.

Дореформенный суд был сильно устаревшим, он делился на множество судебных органов: суды для крестьян, горожан, дворян, коммерческий суд, совестный, межевой и др. суды. Кроме того, губернские правления, органы полиции и др. также выполняли судебные функции.

Дореформенный суд отличался взяточничеством, низкой юридической грамотностью судей, ограниченностью (суды решали дела, рассматривая лишь письменные материалы следствия).

Подготовка судебной реформы шла более 10 лет. Еще в 1861 г. Государственному совету представили более десятка законопроектов с предложениями изменений судебной системы, а в 1862 г. в суды был разослан проект преобразований, который был создан комиссией, которую возглавлял статс-секретарь Госсовета С.И. Зарудный.

Проект состоял из трех частей: судоустройство, гражданское и уголовное судопроизводство. Что нового было в этом проекте?

Бессословность. Отмена системы формальных доказательств. Отделение суда от администрации. Установление состязательности, гласности. Отделение судебной власти от обвинительной.

Введение института присяжных заседателей и адвокатуры.

20 ноября 1864 г. император утверждает четыре закона:

С.И. Зарудный

Учреждение судебных установлений. Устав уголовного судопроизводства. Устав гражданского судопроизводства.

Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями.

Согласно этим уставам, создавались две судебные системы: местные (волостные, мировые суды, мировые судьи и их съезды) и общие (окружные, создаваемые для нескольких уездов), судебные палаты по уголовным и гражданским делам, которые распространяли свою деятельность на несколько губерний, кассационные (по уголовным и гражданским делам) департаменты Сената.

Но в духовной, военной, коммерческой, крестьянской сфере действовали свои юрисдикции.

Мировые судьи. Они избирались уездными земскими собраниями и городскими думами. Мировой округ состоял из уезда и входящих в него городов.

Он делился на мировые участки с деятельностью в них мировых судей.

Съезды мировых судей были обязаны рассматривать кассационные жалобы и протесты и окончательно решать дела, которые начали участковые мировые судьи.

Деятельность мировых судей

Им были подсудны дела “О менее важных преступлениях и проступках” с санкциями: кратковременный арест (до 3 месяцев), заключение в работный дом на срок до 1 года, денежные взыскания на сумму не свыше 300 рублей.

В гражданско-правовой сфере на них возлагалось рассмотрение дел по личным обязательствам и договорам (на сумму до 300 рублей), дел, связанных с возмещением за ущерб на сумму не свыше 500 рублей, исков за оскорбление и обиду, дел об установлении прав на владение.
Окружные суды учреждались на несколько уездов. Состояли из председателя суда и членов суда.

Суд присяжных заседателей

На их суд предлагались дела “о преступлениях и проступках, влекущих за собой наказания, соединенные с лишением всех прав состояния, а также всех или некоторых особенных прав и преимуществ.”

Присяжным заседателем могли стать лица в возрасте от 25 до 70 лет, обладающие цензом осёдлости (2 года). Не могли быть присяжными заседателями священники, профессиональные юристы, учителя, военные, наемные рабочие и прислуга.

 Институт следователей

Он учреждался при окружных судах, следователи должны были под надзором прокуратуры вести предварительное расследование преступлений на участках, которые были закреплены за ними.

Важное в реформе: она отделила предварительное следствие от судебного расследования. Расследование делилось на генеральное (предварительное, без предъявления обвинения) и специальное (формальное, с предъявлением обвинения).

Здание судебных установлений

Судебные палаты

На них возлагались дела по жалобам (протестам) на приговоры окружного суда, дела о государственных и должностных преступлениях по 1-ой инстанции. Дела рассматривались при участии:

губернского и уездного предводителей дворянства; городского головы губернского города;

волостного старшины.

Судебные палаты являлись апелляционной инстанцией по делам окружных судов, рассмотренных без участия присяжных заседателей. Они могли заново рассматривать уже решённое дело.

Кассационные департаменты Сената

Они рассматривали жалобы и протесты на нарушение законов, просьбы о пересмотре приговоров (по вновь открывшимся обстоятельствам), вошедших в законную силу, дела о служебных преступлениях.

Через несколько лет, в 1872 г., было учреждено также особое присутствие Сената, которое рассматривало политические дела особой важности. Политические процессы 1870-х годов показали, что суд перестал служить опорой существующего в России строя.

Особенно ясно это проявилось в оправдании Веры Засулич, которая стреляла в петербургского градоначальника Ф.Ф. Трепова. Суд присяжных полностью оправдал Засулич.  Поэтому последовала серия законодательных актов, которая изменяла Уставы 1864 г.

Департаменты Сената были кассационными органами для всех местных и общих судов России. Они могли рассматривать любое дело, решенное в низших инстанциях с нарушением  порядка.
Кроме того, был  создан новый институт – адвокатура. Руководящим органом коллегии адвокатов являлся Совет присяжных поверенных.

Система нотариальных контор

Она создавалась для оформления сделок, удостоверения деловых бумаг. Система учреждалась в губернских и уездных городах.

Значение судебной реформы

Судебная реформа 1864 г. была наиболее последовательной и прогрессивной.

Она утверждала

  • Равенство граждан перед законом.
  • Несменяемость судей и независимость их от администрации.
  • Гласность судопроизводства.
  • Состязательность судопроизводства (обвинение-защита);
  • Учреждение адвокатуры (присяжных поверенных);
  • Учреждение института присяжных заседателей для рассмотрения сложных уголовных дел.
  • Создание системы быстрых и бесплатных мировых судов.

Как видим, судебная реформа была значительным и прогрессивным шагом.

Судебная система России по реформе 1864 г.

Но у нее были недостатки и ограничения, связанные с

-компетенцией суда присяжных; -особым порядком предания суду должностных лиц; -относительной (а не полной) независимостью судей от администрации (министр юстиции назначал судей по своему усмотрению);

-сохранением сословных судов (для крестьян, духовенства, высших чиновников и военных).

Источник: https://www.rosimperija.info/post/879

Деятельность мировых судей в царской России

Анализируя деятельность мировых судей в конце 19 века, можно отметить о значительном увеличении количества обращений. Деятельность мировых судей в царской России в 19 веке способствовала развитию судебной системы.

К этому периоду сложилась юрисдикционная принадлежность категорий дел к мировым судьям. В особенности можно отметить практику мировых судей в регионе Войска Донского, которое незначительно отличалось от практики по всей России.

В связи с этим представляют интерес статистические данные отчетов Министерства юстиции Российской империи за 1866 – 1888 гг. о деятельности судебно-мировых установлений.

Они далеко не полны и недостаточно расчленены: даны лишь итоговые цифры по деятельности выборных и назначенных мировых судей в совокупности.

Сведения о деятельности выборных мировых судей в царский период, приведены заключенными в скобки. Анализ приведенного отчета, а также других документов Министерства юстиции Российской империи за эти годы свидетельствует о весьма важных причинах обращения государства к традиционным возможностям отечественных местных судов, прототипом которых были судебно-мировые установления.

Отличительные особенности деятельности мировых судей до конца 19 века

Во-первых, о том, что одним из установленных государством показателей работы мировых судей, в отличие от других судов, был параметр оценки числа дел, оконченных примирением сторон, что стоило бы учесть и при оценке деятельности современных мировых судей.

Во-вторых, примечательно, что на момент начала реальной работы мировых судей и до 1888 г., несмотря на постоянное увеличение обращений граждан в мировой суд, доля судебных дел, оконченных примирением участников процесса, была достаточно велика.

Эта отличительная особенность деятельности мировых судей, а именно восстановительная функция и ее составная часть – примирительные процедуры, может и должна рассматриваться как специфический элемент сущности мировой юстиции, выражающий не только содержание предметной подсудности судебных дел мировых судей, но и наличие у населения страны устойчивого, ярко выраженного желания заканчивать судебные споры миром.

Может быть, с учетом этих обстоятельств стоит говорить о том, что авторы судебной реформы вольно или невольно определили предметную юрисдикцию мировых судей именно с точки зрения возможности урегулирования социального конфликта миром?

Юрисдикция мировых судей

Юрисдикция мировых судей, была установлена Уставом гражданского судопроизводства, согласно которому выделялись такие споры, как:

  1. Споры по сделкам, не превышающим 500 рублей
  2. Возмещение ущерба и убытков на сумму, не превышающую 500 рублей
  3. Споры по возмещению вреда, причиненного в результате обид и оскорблений
  4. Споры по возврату владения, если само владение не было спорным

Так, например, специфику данных споров восприняли мировые суды Войска Донского в регионах. Там где находились донские казаки, местные суды опирались на практику местных обычаев казаков и выполняли функцию правосудия при помощи местных обычаев и действия военной демократии.

Поэтому зарождение мировых судей на Дону, связывают с 1870 годом, когда праздновалось 300-летие Области Войска Донского. Мировые судьи просуществовали до появления советской власти на Дону вначале 20 века.

Принципы правосудия в Российской империи

По данным государственного архива, расположенного в г. Ростове-на-Дону, принципы правосудия, осуществляемые мировым судом, ни чем не отличались от тех, которые действовали по всей стране. Тем не менее, в Донской области содержались ряд исключений:

  1. Выборы мировых судей проходили на открытом съезде избирателями, в состав которого входили делегаты от землевладельцев, сельских общин, а во главе стоял окружной предводитель дворянства
  2. Предусматривалось значительное уменьшение ценза по имущественным правам, который устанавливался для кандидатов на должность в мировые судьи. Претендент в мировые судьи должен был иметь имущество, выраженное в пределах войсковой территории не менее чем 200 десятинами земли или недвижимостью, цена которой составляет не менее чем в 3 тыс. руб. Для сравнения по России этот критерий составлял не менее 15 тыс. руб.

Согласно Памятным книгам Области Войска Донского за 1878 – 1894 гг., хранящимся в Ростовском архиве Ростовской (ГАРО), территория Войска Донского была разделена на 8 мировых округов.

Так, к концу 80-х гг. XIX в. Миусский мировой округ был поделен на Таганрогский и Ростовский-на-Дону судебно-мировые округа. По видимому следствие этому явилась урбанизация населения и развитием промышленного сектора в экономике региона.

В среднем на одного мирового судью приходилось чуть более 26 тыс. человек, однако распределение жителей по судебно-мировым участкам было неравномерным. Так, в Черкасском мировом округе на одного мирового судью приходилось только 14 142 жителя, а в Донецком – 43 055. При этом количество судебно-мировых участков было непостоянным и периодически менялось.

Обязательно поделитесь с друзьями!

Источник: https://sud-isk.ru/publikacii/deyatelnost-mirovyx-sudej-v-carskoj-rossii.html