Права женщины в древнем египте

В древнеегипетском обществе времен фараонов, в отличие от других цивилизаций Востока, женщины занимали важное место. Многие века они пользовались большой самостоятельностью, в то же время находясь под защитой отца или могущественного супруга.

Уважение и внимание, с которыми египетские мужчины неизменно относились к своим женщинам, были достойны этого цивилизованного народа, в основе искусства которого находился культ красоты.

Если мы сравним каноны красоты Древнего Египта с канонами других цивилизаций и других эпох, то сможем заметить, что параметры, по которым оценивалась внешность египетской женщины, во многом очень схожи с современными: осанка, изысканность в манерах, макияже, выборе духов и притираний.

Ничего похожего на холодную простоту греческих и римских красавиц или пышные формы европейских дам XIX века. По представлениям египтян, красивая женщина должна быть худощава, то есть запястья и щиколотки у нее должны быть тонкими, бедра заметными, но не полными, а груди – маленькими и округлыми.

В отношении одежды предпочтение отдавалось тонкому белому льну, порой почти прозрачному; для какой-либо работы женщины надевали набедренную повязку или же просто скроенное платье. Египтянки часто ходили босиком, хотя в то время уже существовали разные виды сандалий.

Разумеется, женщины обожали украшения: браслеты, ожерелья, диадемы, головные повязки, кольца, серьги и подвески, которые изготавливались из золота, серебра, бирюзы, сердолика, аметиста и других полудрагоценных камней. Еще одним обязательным украшением был парик, придававший моднице элегантный и соблазнительный вид.

Египетские женщины пользовались впечатляющим количеством косметических средств, которые они бережно хранили в шкатулках, где в маленьких отделениях лежали румяна и другая косметика, пинцеты для выщипывания волос, зеркальца и расчески.

Знаменитые женщины Египта

Хетепхерес – мать Хеопса.
Нейтикерт (Нитокрис) – первая официально признанная женщина-фараон.
Яххотеп – освободительница Египта времен гиксосов.
Хатшепсут – знаменитая женщина-фараон.

Нефертити – супруга Эхнатона.
Туя – супруга Сети I и мать Рамсеса II.
Нефертари – великая царская супруга Рамсеса II.
Таусерт – последняя женщина- фараон.

Клеопатра – царица Египта, находившегося под властью Рима.

Полигамное общество?

В древнеегипетской литературе мы находим самые разные женские образы: преданная супруга, заботливая мать, пылкая девушка, проститутка, куртизанка или соблазнительница. Конечно же, женщины знатного происхождения были очень уважаемы, но и крестьянки тоже занимали важное место в обществе, будучи хранительницами домашнего очага.

Статус матери и супруги вызывал у египтян глубочайшее восхищение: ведь мать – та, кто кормит и воспитывает, а супруга – та, кого холят и лелеют. Однако, хотя жена всегда занимала первое место в сердце своего мужа, последний мог содержать одновременно нескольких наложниц.

И действительно, египетские мужчины – цари и аристократы – очень редко бывали моногамны. Они содержали целые гаремы, в которых жили рабыни, не знавшие, впрочем, дурного обращения. Однако ничто не позволяет говорить о том, что в Древнем Египте существовала узаконенная полигамия, особенно в низших слоях общества.

Известно только, что у египтянина или египтянки в течение жизни могло быть несколько партнеров по браку из-за разводов или смертности.

Древнеегипетский гарем был одним из важнейших учреждений государства фараонов, одновременно ритуальным, образовательным и экономическим. Он ничуть не напоминал застенки для женщин, появившиеся позднее в исламском мире.

Это было своего рода микросообщество, существовавшее по своим законом и имевшее свои органы управления, мастерские, доходы, продовольственные кладовые… Из мужчин в гарем принимались, помимо евнухов, охранявших его, высокопоставленные чиновники, управляющие, ремесленники и слуги.

Со стороны гарем напоминал тихую гавань, однако это впечатление было обманчиво: именно здесь чаще всего замышлялись интриги и заговоры.

Кровосмесительные браки

Любой египтянин, женившийся на царице, автоматически становился царем вне зависимости от своего происхождения. Кровное родство вовсе не считалось препятствием для заключения брака, наоборот, такой союз только приветствовался, потому что египетские правители стремились сохранить не только трон, но и царскую кровь.

Поэтому царицы выходили замуж за своих братьев, а цари женились на сестрах или даже на дочерях. Так поступили, например, Снофру, Рамсес II и Эхнатон (Аменхотеп IV). А царица Клеопатра сначала сочеталась браком со своим старшим братом, а затем с младшим, однако от этих союзов не родилось ни одного ребенка.

Позднее она вышла замуж за Цезаря, от которого родила сына, и наконец, за Марка Антония, родив ему сына и дочь.

Матриархальная система

Положение женщины было ключевым в семьях Древнего Египта. И действительно, поскольку право земельной собственности передавалось от матери к дочери, именно женщинам принадлежало все имущество. Женщины поддерживали семейные узы и были хранительницами домашнего очага.

Современные представления о браке

В Древнем Египте брак не считался чем-то обязательным, и законов, которые принуждали бы женщину выходить замуж, не существовало. Совсем как в современном обществе, незамужняя женщина была полностью самостоятельна с юридической точки зрения и могла сама распоряжаться своим имуществом.

Выходя замуж, женщина не брала имени мужа, сохраняя свое, которое напоминало о ее предках по материнской линии.

Девушки могли выходить замуж с пятнадцати лет, но при этом они не обязаны были хранить девственность – потеря девственности не считалась позором, и добрачные связи не возбранялись.

Более того, отец не имел права навязывать дочери своего кандидата. Найденные брачные контракты свидетельствуют о том, что права женщин в Древнем Египте соблюдались. И действительно, египтянки были хорошо защищены в случае развода. Если муж женщины уходил к другой, она сохраняла все свое приданое.

Порядок развода был закреплен в обычаях страны; чтобы расстаться, супругам достаточно было произнести перед уполномоченным лицом простую фразу, потому что суть брака в те времена заключалась в сожительстве под одной крышей. Это был социальный, а не юридический акт свободной воли, не сопряженный с какими-либо религиозными обрядами.

Тем не менее женщина была защищена от самой возможности несправедливого обращения в случае развода, и все разногласия разрешались в суде.

Женские профессии

Хотя основной задачей египетской женщины было ведение домашнего хозяйства, она имела доступ к некоторым профессиям. Так, например, женщина могла стать повитухой, жрицей, танцовщицей, музыкантшей или плакальщицей.

Женщины играли важную роль на государственных праздниках, когда они призывались на служение богам. Ради таких церемоний все юные жрицы учились музыке, пению и танцу: эти предметы были обязательной частью их образования.

Они учились играть на арфе, флейте, гобое, лютне, лире, цитре и трещотках, а также на тамбуринах и других ударных инструментах, и ни один праздник не обходился без этой священной музыки.

Танцовщицы, как и музыкантши, непременно участвовали в религиозных обрядах, ведь в Древнем Египте танец считался священным искусством, созданным богиней Хатор.

Стоит отметить, что светские танцовщицы, в профессиональном плане тоже пользовавшиеся большим уважением, по положению в обществе все же стояли ниже, чем храмовые танцовщицы. Эти красивые и соблазнительные женщины часто танцевали почти обнаженными.

Они демонстрировали свой талант по самым разным случаям, например, на пирах, народных праздниках и религиозных церемониях.

На похороны египтяне нанимали плакальщиц, женщин простонародного происхождения, которые с распущенными волосами бежали перед гробом с покойным, рыдая и издавая душераздирающие стенания.

Женщины из народа

Все, что нам сегодня известно о египетских женщинах, мы почерпнули, главным образом, из портретов матерей, супруг и дочерей сановников и фараонов. Однако мы можем составить представление и о жизни женщин из народа, основываясь на нескольких изображениях, обнаруженных в гробницах.

На этих рисунках крестьянки работают в полях, растирают зерно в муку при помощи ручных мельниц или же танцуют перед своим господином.

По-видимому, как и во всем цивилизованном мире, жизнь египетской крестьянки проходила в тяжелых полевых работах и вынашивании детей. Вероятная продолжительность жизни женщины из народа была, разумеется, куда меньше, чем женщины знатного происхождения.

Однако если один из сыновей крестьянки был достаточно удачлив и получал высокую должность, ее жизнь становилась значительно легче.

Контрацепция и роды

В древнеегипетских медицинских текстах упоминается немало противозачаточных средств, состав которых, к сожалению, исследователям не удается определить.

Однако некоторые из рецептов нам все же известны: среди них отметим смесь меда и соды (кристаллы десятиводного карбоната натрия); различные курения (дым и пар, полученные при сжигании лекарственных растений с противозачаточными свойствами); напитки из сельдерея и некрепкого пива, а также тампоны, пропитанные составом, содержащим вытяжку из акации, горькой тыквы, фиников и меда.

Во время беременности плод препоручался покровительнице, богине Тененет; особая защита была необходимостью, ведь женщина подвергалась в этот период многочисленным опасностям, и нередко случались выкидыши.

Чтобы успешно выносить ребенка, беременная постоянно имела при себе амулеты, читала специальные заклинания и совершала обязательные ритуалы. Считалось, что роды должны происходить в специальном помещении – так называемом доме рождения.

Обнаженная женщина с распущенными волосами рожала, сидя на пятках, на циновке или же на двух или четырех кирпичах; ей помогали повитухи. Если что-то шло не так, египтянки часто прибегали к хирургическим вмешательствам.

Мужчины и женщины равны перед законом?

В случае нарушения закона – какого-либо преступления или правонарушения – женщины карались так же, как и мужчины: наказанием были палки или смертная казнь. За единственным исключением; если преступница носила ребенка, ее приговор откладывался до тех пор, пока младенец не родится. Кроме того, по-разному наказывалась супружеская измена.

Женщина, нарушившая брачные обеты, данные мужу, приговаривалась к отсечению носа. Эта необычная и удивительно жестокая кара напоминает нам о том, что в глазах древних египтян нос был символом красоты и соблазнительности. А мужчина за то же самое преступление приговаривался к тысяче ударов палкой.

Отметим, что изнасилование свободной женщины каралось куда суровее. 

Еще материал по данной теме

← все статьи

Источник: http://vsemagi.ru/articles/zhenshhiny-egipta

Женщины в Египте. Нюансы арабского мира

Женщина в Египте, по мнению местных жителей, является, прежде всего, домохозяйкой и воспитательницей детей, а уже потом человеком. Составляя брачные союзы, египтяне-мужчины принимают их в свою семью, а не заключают договор двух равноправных людей, как это принято во всем цивилизованном мире.

Женщины в Египте — права и обязанности

Ограничивая права женщин в общении с внешним миром, представители сильного пола взамен дают им полновластие в домашних вопросах, плюс отношение к мужу как к большому ребенку, о котором необходимо заботиться и за которым нужно присматривать.

По мнению многих египтян, такая система взаимоотношений и обязательств достаточно логична и взаимовыгодна. Жаль только что далеко не каждый египтянин имеет материальную возможность обзавестись хотя бы одной женой (закон официально позволяет четыре).

Для начала её надо выкупить у родителей, а потом полностью обеспечивать – ведь замужней даме не положено работать.

Сказать стоит о том, что в последние годы ситуация в этой восточной стране стала постепенно изменяться. Многие девушки в Александрии и Каире стали вести себя более раскованно и раскрепощенно. Они пользуются косметикой от известных иностранных фирм-производителей, следят за модой и позволяют себе нестрогие наряды.

Отмечено, что большая часть местного населения против таких новшеств и всячески препятствует им. Поэтому говорить о том, что женщины в Египте скоро получат равноправие еще очень и очень рано.

А с приходом нового президента так и вообще такой вариант будущего грозит превратиться в несбыточную мечту — «Братья мусульмане» всеръёз взялись за воплощение в жизнь законов шариата по образцу соседней Саудовской Аравии.

Сказать также стоит и о том, что некоторые наиболее продвинутые и смелые девушки-египтянки занимаются и вовсе неприемлемыми, по мнению аборигенов, вещами.

Вместо того, чтобы рожать множество детей, они стараются повеселиться на дискотеках и в клубах, развиться как личность, получить хорошее образование.

Мало того, некоторые проходят обучение и устраиваются на работу! А вот заводить семью не торопятся.

Но все это является лишь развивающейся тенденцией. В основном женщины в Египте по-прежнему рожают очень много детишек.

Согласно данным статистики, среднее количество малышей в каждой египетской семье – семь.

И это в том случае, если речь идет про городское семейство, а не про деревенское, где можно встретить и восемь, и десять ребятишек. Кстати, в стране и медицина, и образование безплатные.

Количество разводов (а они не приветствуются и по сей день) в Египте минимально. Однако связано это вовсе не с полнотой многолетней идиллии в отношениях, а с отношением к семье, как прочному союзу.

Если мужчина с женщиной в Египте вступили в брачные отношения, то должны терпеть друг друга и растить детишек.

Возможно через это такое распространение получил брак ОРФИ (по-простому – разрешение от государства на легализацию интимных отношений).

Вот такая она — жизнь женщины в Египте, малопонятная и неприемлемая для европейцев.

Там, где поклоняются Женщине, живёт Бог

Что интересно – самим египтянкам обустройство египетского общества нравится, в том числе и их роль в семье. Может быть потому что альтернативы они никогда и не видели?

Да конечно ж не в этом причина. Думаете зря мужчины на Востоке не позволяют своим женщинам работать? Только одиноким позволена такая сомнительная «привилегия».

счастливые семейные дамы в процессе шопинга

Вся тонкость в том, что мужчины знают: женская энергия — источник Счастья, Благодати и Благосостояния.

Женское эмоциональное мышление многократно сильнее мужского, что определяет её способность мощно влиять на астральный и даже ментальный уровни, в итоге — на свою судьбу и окружение, то есть на судьбу мужа тоже.

Когда женщина испытывает счастье и наслаждение от отношений, её мужу постепенно начинает везти, пред ним открываются любые двери, начинает сопутствовать удача и благоприятные события.

Через женщину в семью устремляется либо поток процветания, благости и удачи, либо поток негативной разрушительной силы…

Сущность женщины тесно связана смиром энергий, тонкими сферами, поэтому внутреннее эмоциональное состояние, мысли, формирующие физический уровень, реализуются быстрее. Если супруга не довольна мужем, не удовлетворена семейной жизнью, ему будет сложно добиться успеха, сложно реализовать себя.

Если же мужчина даёт женщине чувство эмоциональной, физической и материальной защищенности, обеспечив полное покровительство, то в семью идёт поток всех возможных Благ.

Чем больше муж любит свою жену, чем лучше заботится, больше балует её, наряжает и богаче украшает, тем сильнее раскроется её сердце, тем сильнее наполнится созидательной энергией.

Через удовлетворенную женщину дом получает счастье и изобилие. Именно поэтому мудрые арабские мужчины не жалеют сил и средств на подарки женам, стремясь окружить их только приятными впечатлениями.

Тогда почему мужчины так озабочены тем, чтобы женщина не работала? Ведь в нашем понятии общение в коллективе и и сам факт работы – одно из обязательных составляющих счастливой жизни.

Ответ неожиданно прост. Женщина, реализовывающая себя в обществе, оставляет свою созидательную энергию в социуме, то есть на мужа, на дом, на семью остаются крохи. Пускай светит только дома.

Да к тому же, чем больше таких «лампочек» в семье — тем мощнее общий поток света благ от Вселенной.

Непонятно только, почему установлено принудительное ограничение мощности четырьмя единицами «женской силы» на одну семью?

Согласитесь, необычная концепция, во многом объясняющая нюансы арабского мира. Странно только то, что в «цивилизованном» мире эта концепция неизвестна.

Практические советы нашим женщинам

Представительницам прекрасного пола, которые отправляются в восточную страну, можно дать несколько советов. Если, конечно, Вы не собираетесь становиться одной из описанных выше счастливых «лампочек» в арабской семье.

  • Для того, чтобы избежать ненужных проблем не стоит встречаться взглядом c незнакомыми мужчинами. Помочь в этом могут солнцезащитные очки и прямой взгляд в пространство перед собой. Даже если вы услышите окрик, не следует оборачиваться. Скабрезные шутки стоит попросту пропускать мимо ушей, не вступая в перепалку.
  • Не позволяйте дотронуться к себе – у арабов это автоматически обозначает что Вы согласны на более близкое знакомство.
  • Непременно носите обручальное кольцо и говорите о своем замужестве. В этом случае отношение египтян-мужчин будет более сдержанным. Остудить даже очень горячую голову может продемонстрированное фото мужа и ребенка. Одолжите несколько фотоснимков у подруг, если своих пока нету. Тем, кто путешествует с бойфрендом, стоит говорить о том, что вы не просто друзья, а муж и жена.
  • Отправляясь в путь на автобусе или другом общественном транспорте лучше всего выбирать место рядом с другой женщиной. Знайте о том, что первые вагоны длинных трамваев и метро в таких больших городах, как Каир и Александрия зарезервированы исключительно для дам.
  • Если возник какой-нибудь вопрос, то за помощью не стоит обращаться к мужчинам-египтянам. Помните о том, что и женщины в Египте могут с радостью ответить вам, во всяком случае многие из них знают русский язык.
  • Если хотите покататься на лошадях или верблюдах, то не делайте этого без сопровождения знакомого мужчины. Не принимайте приглашений бедуинов на прогулку, в противном случае Bы сильно рискуете не вернуться обратно.
  • Большее уважение аборигены проявляют к тем представительницам слабого пола, которые не только ведут себя культурно и сдержано, но и одеваются очень строго.
  • Вот и последний самый важный совет – не носите прозрачную и открытую одежду в городе и на экскурсиях. В Шарм Эль Шейхе или Хургаде такой вариант ещё сравнительно легко может пройти. Хотя знали б Вы какие недвусмысленные «комплименты» отпускают египтяне-торговцы на своем языке таким «красавицам» (иногда приходит даже мысль – лучше б я не учил арабский язык). В других же населённых пунктах экспериментировать вообще не стоит. Находясь вне отеля, нужно одевать вещи, закрывающие руки ниже локтей u ноги ниже колен.

А для мужчин совет – Ваши женщины в Египте должны быть под особым надзором. Не только Вам они могут нравиться, так что повнимательнее в арабском окружении. Не всё так гладко в восточной сказке как рисуют нам рекламные плакаты туроператоров.

Создатель блога Египет web, Олег.

27.04.2013 Египтянин Рус ← Израиль продолжает расстрел сектора Газа. Обстановка сегодня Наш Новый Год в исламе под запретом →

Источник: http://Egipet-web.ru/egipet/zhizn_v_egipte/zhenshhiny_v_egipte.html

Могла ли женщина стать фараоном?

Женщина-фараон

Египет – это одна из древнейших цивилизаций, эти земли процветали еще в 4 веке до нашей эры.

Мощное государство, возникшее на берегах реки Нил, возглавлялось фараоном, и в этой роли должен был быть мужчина. Ведь даже в женском роде этого слова просто нет.

Однако стоит помнить и другой факт – в Древнем Египте женщины обладали высокими для тех времен правами. И некоторые из них смогли стать фараонами.

В действительности, существовали довольно длительные отрезки времени, когда этой страной правили женщины. И они делали это весьма успешно, справляясь с большинством задач, а придворные полностью признавали их власть.

Права женщины в Древнем Египте

Свободные женщины Египта

Древний Египет удивлял прочие народы многим. И в частности, положением женщины в обществе. Женщины этой страны могли наследовать за родителями, имели право собственности, могли заниматься коммерцией или производством точно так же, как и мужчины.

Они могли оплачивать счета от своего имени, самолично заключать контракты, и выполнять массу других задач, которые не могли делать те же гречанки. Египетским женщинам не требовалось разрешения мужа или отца на многие сферы деятельности.

Были самостоятельными владелицами бизнеса любых масштабов, могли быть капитанами грузовых кораблей, писцами и преподавателями наук. Женщины из аристократических родов могли еще больше, они становились судьями и чиновницами, послами, представителями своей области.

Египетские женщины не допускались только в сферу медицины и армию, хотя и эти утверждения сомнительны. Ведь царица Яххотеп получила в гробницу два золотых ордена Мухи, которые выдавали только за победы на поле брани.

Материалы по теме:

Древний Египет и современные открытия

Царицы часто помогали фараону, становясь помощницами и советницами, они могли участвовать в управлении государством. Когда фараон умирал, его жена могла взять на себя бремя управления страной – до того момента, как повзрослеет сын, или даже полноценно. Рассматривая историю этой великой страны, можно увидеть немало интересных примеров, доказывающих это.

Нитокрис или Нейтикерт – в 2200 году до н.э

Прекрасная Нейт, как переводится ее имя, двенадцать лет оставалась во главе Египта, успешно справляясь с бременем правления огромной страной. Это был спокойный период без народных выступлений и войн, народ был доволен текущим положением вещей. Междоусобицы и борьба за трон начались позже, после смерти успешной владычицы.

Нефрусебек – 1763 — 1759 до нашей эры

Нефрусебек правила несколько более 4 лет, став не только фараоном, но и Верховной жрицей, а также Главнокомандующим, в титуле которого совершила поход в Нубию, который закончился успехом.

Для прекращения местного конфликта в стране вышла замуж за одного из управляющих номом, то есть, за губернатора, однако тот после брака нанял убийцу, который успешно покусился на жизнь царицы. Как оказалась, она правила единолично, не подпуская к власти мужа.

Разумеется, что права на престол достались ему, но он не смог их удержать. Начались перевороты и гражданские войны, затянувшиеся на 250 лет.

Материалы по теме:

Боги древнего Египта – интересные факты

Хатшепсут ок. 1489—1468 до нашей эры

Хатшепсут

Это была сильная женщина, которая осталась на троне даже при наличии наследника – мужчины. Ее короновали именно как мужчину, она взяла имя Мааткар, и даже носила искусственную бороду из настоящих волос.

Период ее правления был счастливым, в Египте активно развивалось сельское хозяйство, крестьяне бесплатно получали деньги, вновь отстраивались заброшенные города. Можно было даже получить ссуду от государства на покупку рабов.

Была направлена экспедиция в Пунт – это территория современного Сомали, о которой мало что было известно. Императрица провела несколько военных кампаний, закончившихся успехом.

Под ее эгидой было создано много исторических достопримечательностей, сохранившихся до наших дней, и также она создала систему преемственности власти, которая позволила обходиться в дальнейшем без заминок в этом вопросе.

Таусерт ок. 1194—1192 годов до нашей эры

Это бездетная жена фараона Сети II, после смерти которого к власти пришел побочный сын. Но через 5 лет он погиб, и к власти пришла Таусерт, которая правила 2-7 лет, данные разнятся. Это были неспокойные годы, шли гражданские войны, и даже причина гибели этой женщины остается неясной.

Материалы по теме:

Древний Египет – интересные факты

Клеопатра 47—30 гг. до нашей эры

На этот момент Египет стал настолько эллинизированным, что Клеопатру с трудом можно назвать фараоном. Это не самое удачное правление женщины, в процессе которого Египет проиграл Риму и окончательно ему подчинился. Но все же это часть истории.

Таким образом, женщины действительно правили Египтом, такое было в истории страны. И многие из них правили успешно.

, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

: 5.0/5. Из 10 .

Please wait…

Источник: https://kipmu.ru/mogla-li-zhenshhina-stat-faraonom/

Древний Египет: женщины-фараоны

Нефертити

Древнеегипетская цивилизация сыграла огромную роль в истории человечества. Достаточно сказать, что культура Египта и сейчас поражает воображение своей красотой, органичностью и неповторимой одухотворенностью. Греки и римляне поражались научным знаниям египтян, признавая за ними безусловное лидерство не только в математике, но и в медицине, астрономии, химии.

Мы, живущие в XXI веке, восторгаемся их достижениями в архитектуре, скульптуре и изобразительном искусстве.
Темы, посвященные Древнему Египту, никогда не потеряют своей актуальности и непременно будут вызывать интерес у публики.

Благодаря трудолюбию, терпению и преданности своей профессии египтологи год от года обнаруживают новые, ранее неизвестные факты, которые позволяют не только приоткрыть завесу над таинственным прошлым древнеегипетского государства, но и увидеть уже известные свидетельства под новым углом зрения.

За три тысячелетия египтяне повидали немало правителей, как хороших, так и плохих. Длинная верениц владык Верхнего и Нижнего Египта лишь шесть раз была прервана появлением на престоле страны женщины, облеченной всей полнотой единоличной власти.

Фактически само слово «фараон» представляет собой словосочетание двух египетских слов «пер-а-а», что значит «дом великий». Так обозначалось место проживания главы государства.

Женщина-фараон… Сколько вопросов возникает при прочтении этого словосочетания, немного непривычного для слуха.

Следует ли данное явление рассматривать как прихоть капризной дамы Фортуны, своеобразный человеческий казус, или оно является логичным завершением законности прав женщины на двойную корону Египта?

Впервые широкой общественности в начале XXI века были представлены такие исторически значимые фигуры египетских цариц как Хатшепсут, Нейтикерт, Кэйе , Нефрусебек, Таусерт и Мерьетнейт, благодаря увлекательной книге С.В. Мышуста «ЖЕНЩИНЫ-ФАРАОНЫ».

Как пишет автор: «Они действительно заслуживают того, чтобы о них мог узнать любознательный читатель, интересующийся славным прошлым Древнего Египта. Судьба каждой из женщин тесно переплетается с судьбой страны, она по-своему уникальна и трагична».

Марьетнейт

Оттиск печати из гробницы Хора Дена c с именем МерНейт (Умм эль Кааб, Абидос)

Открывает список величайших из женщин-фараонов царица Мерьетнейт (Мерит-Нейт) – «Любимица  богини Нейт» или «Нейт победоносная», правившая предположительно во времена I династии. Точные даты ее жизни и правления до сих пор не выяснены.

В 1900 году в Абидосе была исследована гробница V, где археологи обнаружили внушительных размеров стелу, содержавшую имя – Мерьетнейт. Поздние раскопки доказали, что это имя принадлежало женщине, и судя по пышности захоронения, носила она титул царицы.

Погребальная стела Мернейт, Абидос

В Саккаре египтологам удалось выявить вторую гробницу, датированную примерно 2940 годом до н.э., также принадлежавшую Мерьетнейт, поскольку надписи на печатях и сосудах, обнаруженные в Абидосском захоронении были идентичны надписям Саккарской мастабы.

Первоначально здесь находилась солнечная ладья, длина которой составляла 17,75 метра. В ней дух умершей Мерьетнейт должен был путешествовать по небу вместе с богом Солнца.

Там же были обнаружены 77 могил слуг царицы, расположенные правильными рядами. Исследования гробниц Мерьетнейт дали все основания египтологам относится к ней не только как к авторитетной фигуре регентши при малолетнем царе, но и рассматривать ее как первую, самостоятельно и единолично правившую женщину-фараона.

Нейтикерт

С 2218 по 2216 год до н.э. Египтом правила Нейтикерт (Нитокрис), что означает «Нейт превосходная».

Существует версия, будто бы эта сильная, но отчаявшаяся женщина зло отомстила своим обидчикам за убийство своего брата, являвшегося также ее мужем.

По велению царицы, были выстроены обширные подземные покои, на торжественное открытие которых Нейтикерт пригласила главных виновных лиц. В разгар пиршества из потайных каналов хлынули потоки воды величественного Нила, затопив все вокруг.

Нейтикерт оказалась последней из VI династии на престоле Египта, и легкой ее судьбу нельзя назвать. В период правления Нейтикерт, страна находилась в жесточайшем кризисе, из которого женщина-фараон не могла и возможно уже не стремилась ее вывести.

Нефрусебек

Предположительно, торс статуи Нефрусебек, Лувр

Последним представителем XII династии, возложившим на свою голову двойную корону Египта, стала женщина по имени Нефрусебек. Ее имя символизирует почитание египетского бога-крокодила Себека. Нефрусебек была дочерью фараона Аменемхета III.

Ее отец проявил себя сильным и волевым человеком, что подтверждается как его мерами по укреплению центральной власти, так и тем, что, несмотря на покушения и заговоры, он удержался на троне 46 лет.

Как гласит Туринский папирус, срок царствования Нефрусебек составил 3 года 10 месяцев и 4 дня (с 1798 по 1794 гг. до н.э.) Этой царице приписывают строительство большой пирамиды в Мазгуне.

                                                      Хатшепсут

В XVII веке до н.э. царственный трон по достоинству и полному праву переходит одной из самых легендарных женщин-фараонов — царице Хатшепсут.

Немаловажное значение в становлении характера Хатшепсут имели ее предки, точнее, гордость от понимания того, что в ее жилах течет кровь отважных, могущественных и величественных людей.

Предков, которые в знак признания своих заслуг перед Египтом были обожествлены после смерти.

Хатшепсут

Все египтологи единогласно приписывают этой великой женщине такие качества как незаурядность, острый ум, гибкое мышление, предприимчивость и великолепное знание психологии.

Двадцать лет трон находился в руках Хатшепсут, и за все это время на нее не было совершено ни одного покушения. На всех официальных приемах царица облачалась в царственные мужские одежды и сознательно носила накладную бородку.

Время правления Хатшепсут – время стабильности, спокойствия, созидания и расцвета страны.

Кэйе

Царица Кэйе

У фараона XVIII династии Аменхотепа IV (более известного нам под именем Эхнатона) было две жены: Нефертити и Кэйе. Первая из них прославилась прежде всего своей красотой, ставшей эталоном на многие столетия.

Второй, будучи поначалу простой наложницей в многочисленном гареме, удалось при живом фараоне и по его инициативе стать следующей женщиной-фараоном.

Оставаясь вечно в тени несравненной любимицы фараона Нефертити, царица Кэйе (Кийя) отличалась спокойным нравом и самообладанием, покорностью и терпением, умом и предусмотрительностью.

Отношения между царем и Кэйе всегда носили ровный и спокойный характер, лишенный излишней импульсивности и эмоциональности, построенный больше на доверии и взаимоуважении.

В течение шестнадцати лет правления Эхнатона, на всех официальных раутах и праздничных церемониях рядом находилась только роскошная и чувственная красавица Нефертити. Лишь в последний год своей жизни и своего правления фараон неожиданно для всех принимает решение сделать Кэйе своим соправителем.

Однако править Египтом Кэйе пришлось совсем недолго, меньше чем через год после ее провозглашения в статусе фараона, она умирает. Причина ее смерти и по сей день остается загадкой для египтологов.

Таусерт

Последней, шестой, женщиной-фараоном на троне Древнего Египта была Таусерт. Ее правление в этом качестве замыкает собой XIX династию владык «Обеих Земель». Таусерт обладала всеми качествами активного верховного деятеля: решимостью, целенаправленностью, хитростью и своенравностью.

Гробница Таусерт

По примеру Хатшепсут она развернула масштабную строительную деятельность, направленную на обоснование легитимности своей власти.

Однако, практически все ее начинания остались незавершенными, вследствие чрезвычайно короткого срока правления и тяжелейшего кризиса, охватившего страну.

К тому же, последующие владыки Верхнего и Нижнего Египта приложили немалые усилия по уничтожению любых исторических упоминаний о царице Таусерт.

Нефертари

У каждой из могущественных египетских женщин-фараонов были свои мотивы и способы получения абсолютной власти, свои итоги и финал.

Первая женщина-фараон Мерьетнейт сумела показать, что двойная корона Египта смотрится на женской голове так же органично, как и на мужской, а исполнение возложенных на нее обязанностей осуществляется с не меньшим тщанием и усердием, чем фараоном-мужчиной.

Ни одна из цариц, за исключением Хатшепсут, не ставила своей изначальной целью приобретение титула фараона. Они получали его либо в силу сложившихся обстоятельств ввиду смерти прямых наследников мужского пола, либо, как в случае с Кэйе, по инициативе самого царя.

Кроткая Кэйе не получила особой выгоды из перемены своего статуса, напротив, короткий миг славы и величия пришлось оплатить ценой жизни.

Взвешенность, умеренность и неторопливая мудрость Нефрусебек подарила Египту дополнительные четыре года покоя, а личная драма Нейтикерт и импульсивность Таусерт привели государство к краху.

Клеопатра

Хатшепсут, пожалуй, единственная из цариц, изначально поставившая перед собой цель добиться титула фараона. Она тщательно продумала свой путь к власти, а получив двойную корону и трон Египта, успешно реализовала заблаговременно подготовленную программу царствования.

Известные египетские женщины Нефертити, Нефертари, Туйа и Клеопатра имели титулы величайших цариц Египта, но титула фараона не имели.

Непосредственной участницей и свидетельницей формирования института царской власти и древнеегипетской государственности была Мерьетнейт, первая женщина-фараон.

Смерть Клеопатры знаменует собой потерю государственности Египтом и ликвидацию царской власти.

Царица стояла у истоков египетского государства, царица стала и последним правителем Египта.

Источник: http://kultprivet.ru/posts/drevnij-egipet-zhenshhiny-faraony

Женщина в Древнем Египте


Изображение придворной дамы в гробнице Менны (TT69), Луксор

Женщина в Древнем Египте занимала высокое положение в сравнении с большинством прочих развитых цивилизаций того периода — в том числе Древней Греции и Римской империи. При этом, на женщин и мужчин налагались гендерные обязанности в обществе.

Правовые основы

Египтянки обладали равными с мужчинами юридическими правами наследования, завещания, свободно вне военного времени передвигались по стране, могли составлять договоры и присутствовать в качестве свидетеля, подавать в суд, записывать детей на своё имя. Проживающие в Египте эпохи Птолемеев гречанки, зависящие от мужчины-покровителя кириоса (др.-греч. κύριος), завидовали свободе и независимости египтянок[1][2].

Редко, но женщины достигали высоких позиций в административном управлении, властных структурах, становились писцами. Такая исключительность связана с основными возлагавшимися обществом на женщину обязанностями — материнство, управление хозяйством.

Женщина в Древнем Египте играла важную роль в системе наследования, так как земельная собственность переходила по женской линии. Это происходило из того, что факт материнства более очевиден, нежели отцовства. Муж мог пользоваться землёй, пока жива супруга, после же её смерти всё наследовала дочь[2].

Поэтому женитьба на любой наследнице престола давала фараону право управлять страной. Возраст жены в этом случае часто не имел значения — бывало, что женой становилась и пожилая старуха, и новорождённый младенец. Часто, чтобы убрать конкурентов, фараон брал в жёны всех наследниц престола.

Например, Рамсес II женился на царице Иситнофрет, и впоследствии, чтобы не лишиться престола, женился на своей дочери Бент-Анат[3].

Брак

Хозяйка дома
иероглифами

Nb.t-pr

Любой свободный гражданин имел право на брак.

В Египте женщина после замужества сохраняла своё имя, добавляя «жена такого-то», и получала статус «Хозяйки дома», оставаясь лично свободной.

Многие девочки мечтали выйти скорее замуж, ибо тогда они освобождались из-под родительской опеки и могли позволить себе бо́льшую свободу[3].

Необязательно было молодой переходить в дом мужа, нередко супруг переезжал в родительский дом невесты. Это происходило либо в целях удобства и выгоды, либо по причине отсутствия сыновей и братьев в семье невесты.

Брак не освящался священнослужителями, египтяне свадебных торжеств не устраивали, ограничиваясь обменом подарками. Нередко, особенно в поздние периоды, заключались брачные договоры. Муж произносил сакраментальную фразу «Я беру тебя в жёны», а она отвечала «Ты берёшь меня в жёны»[4].

Родственники невесты преподносили подарок жениху и получали с его стороны «выкуп невинности» за невесту, что говорит о важности соблюдения девства перед замужеством (хотя это не считалось принципиально важным). При повторном замужестве женщина получала «подарок невесты».

Нередко эти подарки были лишь формальностью, поскольку семьи объединялись и вели общее хозяйство, но при разводе эти подношения могли вернуть по решению суда.[1]

В Древнем Египте не существовало строгих запретов для холостяков и одиноких женщин или вдов — они могли не заводить семьи, если не хотели. Но желательным всё же считали одинокими не оставаться, продолжить род, обеспечить свою старость. Завести семью зачастую было попросту экономически выгодно, а также помогало в продвижении по карьерной лестнице.

Измена

В Папирусе Весткар говорится о женщине, которую за измену мужу сожгли заживо.

В сборнике Гастона Масперо «Contes populaires» (Популярные сказки) приводится древняя легенда о фермере Биту, которого соблазнила жена его брата Анопу.

Коварная женщина обманом заставляет мужа расправиться с Биту. Лишь после убийства брата Анопу раскрывает обман неверной жены и бросает её на съедение собакам.

Развод

Потребовать развода по той или иной причине могли и мужчина и женщина. Инициатор развода вынужден был отдать половину своего имущества супругу.

Если на развод подавал мужчина, то ему приходилось содержать бывшую супругу до её следующего замужества или до её решительного отказа от выплат. Дети оставались с матерью[5].

Решение принималось без вмешательства каких-либо административных или религиозных структур[4]. Одним из оснований для развода могло стать отсутствие в семье детей.

Дети

Беременные женщины обращались с молитвами к богине-лягушке Хекат, носили амулеты с изображением сидящей на лотосе лягушки. Роженицу мазали благовониями, клали на живот фигурку женщины, сажали на ковёр, по углам которого ставили четыре кирпича, олицетворявших богинь Нут, Тефнут, Исиду и Нефтиду.

После родов чрево женщины находилось под защитой богини Таненет. Для определения пола будущего ребёнка существовала практика, распространившаяся позднее в Греции, Византии и Европе. Мешочки с ячменём и пшеницей помещались в мочу беременной женщины — проросший ячмень сулил мальчика, а пшеница — девочку[6].

Медицинские папирусы приводят рецепты контрацепции, которая не возбранялась. Ингредиенты сегодня определить трудно, но некоторые понятны: напиток из сельдерея и пива, ферментированная смола акации[6], помёт крокодила.

Профессии

Основная масса египтянок были простолюдинками. Они занимались домашним хозяйством, пока муж и сыновья обрабатывали поля; женщина могла замещать мужа или сына в лавке, руководить полевыми работами. Часто женщин изображали за приготовлением пива, хлеба, тканием полотна, плетением корзин.

Обычно «Хозяйка дома» командовала прислугой, обучала детей. Знатные женщины, которые нанимали прислугу и няней, изготавливали духи, служили при храмах богам и богиням, разучивая песни, музыку и танцы[7].

Служителями культа богини Исиды могли быть и женщины и мужчины, а жрецами бога Амона были исключительно мужчины.

Наивысшим титулом для женщины (первоначально из царской семьи, позже из любой знатной) был титул «Супруга бога Амона», который позволял ей совершать с главным жрецом религиозные обряды у статуи бога. В Новом царстве самой могущественной «Супругой Амона» считалась царица Хатшепсут[5].

Женщины из любого сословия могли работать плакальщицами. На главный фестиваль Осириса две самые выдающиеся женщины выбирались для исполнения «Плача Исиды и Нефтиды». В текстах Дейр-эль-Медины сказано о «мудрых женщинах» (преимущественно жрицах Хатхор), которые трактовали сны, предсказывали будущее[8].

Чтобы стать жрецом, следовало пройти долгий путь обучения писцом. Если женщина получала образование писца, она могла претендовать на позицию жрицы, учителя или врача. Женщины-врачи почитались в Древнем Египте, а медицинская школа в Александрии обучала желающих и из других стран. Гречанка Агнодика в IV в. до н. э.

отправилась изучать медицину в Египет, поскольку ей как женщине отказали в обучении в Афинах[5]. Прославленными египтянками-врачами были «главный врач» Мерит Птах (XXVII в. до н. э.) и акушерка Песешет (IV династия). Известна Ненофер времён Нового Царства, которая руководила своим бизнесом.

Визирем чати служила Небет при VI Династии.

Статуя сидящей Хатшепсут. Метрополитен-музей, Нью-Йорк

Женщины у власти

За 3000-летнюю историю египетской цивилизации женщинам приходилось становиться во главе государства либо в качестве регента, либо единоличным правителем по причине отсутствия других наследников или из-за собственных амбиций. Науке известны несколько таких женщин-фараонов:

Династический период

  • Нейтхотеп (I Династия) записывала своё имя в орнаментальную виньетку серех, что разрешалось лишь фараонам. Вопрос о единоличном правлении остаётся открытым.
  • Мернейт (I Династия) также записывала своё имя в орнаментальную виньетку серех. Регентствовала при малолетнем сыне Дене.

Среднее царство

Клеопатра VII, статуя ок. 51 — 30 годы до н. э.

Эллинистический период

  • Береника III (Птолемеи) вступила во власть в 81 году до н. э. и после 6 месяцев удачного правления была убита своим мужем Птолемеем XI. Разгневанный народ расправился с фараоном.
  • Береника IV (Птолемеи) узурпировала власть отца в 58 году до н. э.

    Первого мужа приказала задушить, со вторым правила 6 месяцев, пока вернувшийся из изгнания Птолемей XII не убил её.

  • Клеопатра VII (Птолемеи) боролась за власть со своим братом Птолемеем XIII, опираясь на поддержку Рима (особенно Юлия Цезаря).

    После гибели в бою одного брата Клеопатра вышла замуж за второго Птолемея XIV и правила практически единовластно. После убийства Цезаря она нашла союзника в лице Марка Антония, но потерпела поражение от Октавиана и покончила с собой.

    Считается последним египетским правителем, хотя по происхождению Птолемеи не были египтянами.

Идеал женской красоты

Основная статья: Костюм Древнего Египта

  • Жрицы в Древнем Египте
  • Образование в Древнем Египте
  • Менат
  1. 1 2 Bob Brier, Hoyt Hobbs. Daily Life of the Ancient Egyptians. — Westport: Greenwood Press, 2008. — (Daily life through history). — ISBN 978-0-313-35306-2.
  2. 1 2 Barbara Watterson. The Egyptians. — Wiley-Blackwell, 1997.
  3. 1 2 Маргарет Мюррей. Величие Древнего египта. — Москва: ЗАО Центрполиграф, 2009. — С. 107—112. — 319 с. — ISBN 978-5-9524-44829.
  4. 1 2 Christiane Desroches Noblecourt. Женщина во времена фараонов = La femme au temps des pharaons.

     — Stock, 1988. — 344 с. — (Le Livre de Poche). — ISBN 2253046418.

  5. 1 2 3 Joshua J. Mark. Women in Ancient Egypt (англ.) // Ancient History Encyclopedia : Статья. — 2016. — 4 ноября.
  6. 1 2 Кристиан Жак. Рамсес.

    Храм миллионов лет = Les Egyptiennes / пер. с фр. Е. Коваленко. — М.: Феникс, 2001. — 448 с. — (След в истории). — ISBN 5-222-00085-0.

  7. Hunt, Norman Bancroft. Living in Ancient Egypt. — New York: Thalamus Publishing, 2009. — ISBN 978-0-8160-6338-3.
  8. David, R. Religion and Magic in Ancient Egypt. — Penguin Books, 2003.

Источник: https://www.cruer.com/max7612/%D0%96%D0%B5%D0%BD%D1%89%D0%B8%D0%BD%D0%B0_%D0%B2_%D0%94%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%BD%D0%B5%D0%BC_%D0%95%D0%B3%D0%B8%D0%BF%D1%82%D0%B5