Прокульянцы (прокулианцы, прокуланы) (лат. proculiani) — школа римских юристов (Помпоний называл её сектой, Гай — школой), основателем которой считается Лабеон.
Содержание
Виднейшие представители
По перечню Помпония, к прокульянцам принадлежали: Нерва-отец, Прокул, Нерва-сын, Лонгин, Пегаз, Цельсы (отец и сын), Нераций. Большинство сведений о прокульянцах дал Гай, который принадлежал к их противникам сабинианцам.
Виднейший представитель школы — Прокул, юрист середины I века, дал имя школе.
Сведений о его жизни нет, а суждения о нём сейчас можно найти в небольшом количестве (179) отрывков из его трудов («Epistolae» и других, неизвестных по названию), помещенных в Дигестах.
Из них можно лишь видеть, что, следуя в общем Лабеону, Прокул иногда расходился со своим учителем и, может быть, благодаря этому точнее и последовательнее его формулировал основные принципы школы.
Соотношение с сабинианцами
Установить основные различия по дошедшим до нас контроверзам (спорам) между прокульянцами и их противниками сабинианцами, трудно, так как все эти контроверзы касаются частных случаев, а не общих вопросов.
Тем не менее известно, что такое деление юристов (хотя и не всех) на сабинианцев и прокулианцев существует вплоть до царствования Адриана.
Различие этих направлений можно вывести из их характеристики Помпонием. Говоря о двух родоначальниках этих школ, он указывает, что Лабеон, являясь в политике республиканцем-консерватором, в области права был представителем новаторства (лат.
plurima innovare instituit — «установил много нового»), меж тем как Капитон, сторонник нового государственного режима, в области юриспруденции был представителем и защитником старины (лат. in his, quae ei tradita fuerant, perseverabat — «упорствовал в том, что было ему передано правовой традицией»).
Из этого можно, как будто, заключить, что школа прокулианцев была школой прогрессивной, а школа сабинианцев — консервативной[1].
Есть и другие мнения:некоторые учёные относятся к этому толкованию скептически: по их мнению рассмотрение отдельных контроверз, существовавших между последователями разных школ, едва ли способно подтвердить мысль о большей прогрессивности или консервативности той или другой школы.
Взамен этого были высказаны некоторые другие предположения: по мнению Кунтце, противоположность между школами сводилась к противоположности между идеализмом и натурализмом в праве; по мнению Карлова, прокулианцы были представителями национальных начал в праве, а сабинианцы — начал общенародных, перегринских.
Другие (Бремер, Пернис и др.
) утверждают, что различие школ объясняется просто различием двух юридических училищ права, из которых одно переходило по преемству от Прокула, другое от Сабина: у юристов, получивших образование в одной и той же школе (statio), естественно вырабатывались и сохранялись одинаковые мнения по отдельным спорным вопросам[1].
Возможно также, что противоположность школ приурочивалась к внешнему моменту, обучению праву в известном месте как постоянном местопребывании данных учителей права.
Тем не менее, традиционным воззрением остаётся то, по которому прокульянцы в качестве последователей Лабеона представляли прогрессивный элемент в юриспруденции, стремившийся к расширению часто узких форм старого права в интересах новой жизни, в противоположность сабинианцам.
Кроме знаменитой контроверзы о спецификации, можно в действительности указать несколько решений, характеризующих прокулианцев с традиционной точки зрения.
Они, например, стремились расширить понятие вещей nec mancipi с целью ограничения области действия формальной манципации, расширяли права перегринов, сближая их с римскими гражданами, старались смягчить положение необходимого наследника, обязанного вступить в обладание наследством и против воли, ослабить некоторые действия формальных ограничений свободы завещаний и т. д.
Последовательному проведению характеристики различий препятствует разногласие между современными юристами относительно того, что следует понимать под прогрессивными и консервативными течениями в юриспруденции, а также потому, что в последующей римской юриспруденции следы различия школ исчезли.
Примечания
- ↑ 12 Покровский И. А. История римского права. — 2004. ISBN: 5-8354-0232-5
- Прокульянцы // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб.: 1890—1907.
- Krüger, «Gesch. der Quellen und Literatur des Röm. Rechts» (§ 20, Лейпциг, 1888)
- Dirksen, «Beitr äge zur Kunde des rö m. Rechts» (1825)
- Puchta, «Institutionen» (I)
- Bremer, «Die Rechtslehrer u. Rechtschulen» (1868)
- A. Pernice, «M. A. Labeo» (I)
- Kareowa, «R. Rechtsgeschichte» (I)
- C. A. Муромцев Гражданское право древнего Рима. – M., 1883.
Источник: http://dictionary.sensagent.com/%D0%9F%D1%80%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%8F%D0%BD%D1%86%D1%8B/ru-ru/
Источники
- Прокульянцы // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона :в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- Krüger, «Gesch. der Quellen und Literatur des Röm. Rechts» (§ 20, Лейпциг, 1888)
- Dirksen, «Beitr äge zur Kunde des rö m. Rechts» (1825)
- Puchta, «Institutionen» (I)
- Bremer, «Die Rechtslehrer u. Rechtschulen» (1868)
- A. Pernice, «M. A. Labeo» (I)
- Kareowa, «R. Rechtsgeschichte» (I)
- Муромцев C. A. Гражданское право древнего Рима. — М., 1883.
Прокульянцы Информацию О
Прокульянцы
Прокульянцы
Прокульянцы Вы просматриваете субъект
Прокульянцы что, Прокульянцы кто, Прокульянцы описание
There are excerpts from wikipedia on this article and video
Наш сайт имеет систему в функции поисковой системы. Выше:”что вы искали?”вы можете запросить все в системе с коробкой. Добро пожаловать в нашу простую, стильную и быструю поисковую систему, которую мы подготовили, чтобы предоставить вам самую точную и актуальную информацию.
Поисковая система, разработанная для вас, доставляет вам самую актуальную и точную информацию с простым дизайном и системой быстрого функционирования. Вы можете найти почти любую информацию, которую вы ищете на нашем сайте.
На данный момент мы служим только на английском, турецком, русском, украинском, казахском и белорусском языках.
Очень скоро в систему будут добавлены новые языки.
Жизнь известных людей дает вам информацию, изображения и видео о сотнях тем, таких как политики, правительственные деятели, врачи, интернет-сайты, растения, технологические транспортные средства, автомобили и т. д.
Источник: https://www.turkaramamotoru.com/ru/%D0%9F%D1%80%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%8F%D0%BD%D1%86%D1%8B-335558.html
Виднейшие представители[ | ]
По перечню Помпония, к прокульянцам принадлежали: Нерва-отец, Прокул, Нерва-сын, Лонгин, Пегаз, Цельсы (отец и сын), Нераций. Большинство сведений о прокульянцах дал Гай, который принадлежал к их противникам сабинианцам.
Виднейший представитель школы — Прокул, юрист середины I века, дал имя школе.
Сведений о его жизни нет, а суждения о нём сейчас можно найти в небольшом количестве (179) отрывков из его трудов («Epistolae» и других, неизвестных по названию), помещенных в Дигестах.
Из них можно лишь видеть, что, следуя в общем Лабеону, Прокул иногда расходился со своим учителем и, может быть, благодаря этому точнее и последовательнее его формулировал основные принципы школы.
Соотношение с сабинианцами[ | ]
Установить основные различия по дошедшим до нас контроверзам (спорам) между прокульянцами и их противниками сабинианцами, трудно, так как все эти контроверзы касаются частных случаев, а не общих вопросов.
Тем не менее известно, что такое деление юристов (хотя и не всех) на сабинианцев и прокулианцев существует вплоть до царствования Адриана.
Различие этих направлений можно вывести из их характеристики Помпонием. Говоря о двух родоначальниках этих школ, он указывает, что Лабеон, являясь в политике республиканцем-консерватором, в области права был представителем новаторства (лат.
plurima innovare instituit — «установил много нового»), меж тем как Капитон, сторонник нового государственного режима, в области юриспруденции был представителем и защитником старины (лат. in his, quae ei tradita fuerant, perseverabat — «упорствовал в том, что было ему передано правовой традицией»).
Из этого можно, как будто, заключить, что школа прокулианцев была школой прогрессивной, а школа сабинианцев — консервативной[1].
Есть и другие мнения. Некоторые учёные относятся к этому толкованию скептически: по их мнению рассмотрение отдельных контроверз, существовавших между последователями разных школ, едва ли способно подтвердить мысль о большей прогрессивности или консервативности той или другой школы.
Взамен этого были высказаны некоторые другие предположения: по мнению Кунтце, противоположность между школами сводилась к противоположности между идеализмом и натурализмом в праве; по мнению Карлова, прокулианцы были представителями национальных начал в праве, а сабинианцы — начал общенародных, перегринских.
Другие (Бремер, Пернис и др.) утверждают, что различие школ объясняется просто различием двух юридических училищ права, из которых одно переходило по преемству от Прокула, другое от Сабина: у юристов, получивших образование в одной и той же школе (statio), естественно вырабатывались и сохранялись одинаковые мнения по отдельным спорным вопросам[1].
Возможно также, что противоположность школ приурочивалась к внешнему моменту, обучению праву в известном месте как постоянном местопребывании данных учителей права.
Тем не менее, традиционным воззрением остаётся то, по которому прокульянцы в качестве последователей Лабеона представляли прогрессивный элемент в юриспруденции, стремившийся к расширению часто узких форм старого права в интересах новой жизни, в противоположность сабинианцам.
Кроме знаменитой контроверзы о спецификации, можно в действительности указать несколько решений, характеризующих прокулианцев с традиционной точки зрения.
Они, например, стремились расширить понятие вещей nec mancipi с целью ограничения области действия формальной манципации, расширяли права перегринов, сближая их с римскими гражданами, старались смягчить положение необходимого наследника, обязанного вступить в обладание наследством и против воли, ослабить некоторые действия формальных ограничений свободы завещаний и т. д.
Последовательному проведению характеристики различий препятствует разногласие между современными юристами относительно того, что следует понимать под прогрессивными и консервативными течениями в юриспруденции, а также потому, что в последующей римской юриспруденции следы различия школ исчезли.
Источники[ | ]
- Прокульянцы // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- Krüger, «Gesch. der Quellen und Literatur des Röm. Rechts» (§ 20, Лейпциг, 1888)
- Dirksen, «Beitr äge zur Kunde des rö m. Rechts» (1825)
- Puchta, «Institutionen» (I)
- Bremer, «Die Rechtslehrer u. Rechtschulen» (1868)
- A. Pernice, «M. A. Labeo» (I)
- Kareowa, «R. Rechtsgeschichte» (I)
- Муромцев C. A. Гражданское право древнего Рима. — М., 1883.
Источник: https://encyclopaedia.bid/%D0%B2%D0%B8%D0%BA%D0%B8%D0%BF%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D1%8F/%D0%9F%D1%80%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%8F%D0%BD%D1%86%D1%8B