Судебная власть Судебная власть в республике беларусь

Судебная власть в Республике Беларусь

Судебная власть Судебная власть в республике беларусь

Согласно Конституции Республики Беларусь государственная власть в Беларуси выполняет три самостоятельных функции: законодательную, исполнительную и судебную. Таким образом.

Конституция Республики Беларусь включает в систему государственной власти страны судебную деятельность и утверждает самостоятельное положение судебной власти как независимой, равнозначной законодательной и исполнительной ветвям государственной власти.

Приданием конституционным законодательством самостоятельного значения институту судебной власти было подчеркнуто, что разделение властей становится фундаментальным политическим и организационным началом построения в Беларуси демократического правового государства. Фактическая, а не формальная реализация принципа разделения властей должна стать гарантией от перерождения демократической белорусской государственности.

Практика современного государственного строительства показывает, что условием подлинного и эффективного разделения полномочий государственной власти, средством демократического правового преодоления возникающих государственно-правовых противоречий является конституирование и значительное повышение статуса именно третьей власти – судебной, всех ее подсистем и на всех уровнях.

Конституция Республики Беларусь признает за органами судебной власти право действовать самостоятельно и независимо от других ветвей государственной власти. Независимая судебная власть должна стать главным звеном в системе сдержек и противовесов, призванной предотвратить перерастание белорусской государственности в тоталитарную структуру.

Все это говорит об актуальности данной курсовой работы.

Объектом данной работы являются общественные отношения, возникающие в процессе организации деятельности органов судебной власти в Республике Беларусь. Предметом исследования выступает правовое регулирование организации деятельности органов судебной власти в Республике Беларусь.

Целью работы является характеристика конституционных основ организации деятельности органов судебной власти в Республике Беларусь.

Для достижения цели исследования в ходе его выполнения последовательно ставились следующие задачи:

1) раскрыть понятие, функции и принципы судебной власти в Республике Беларусь;

2) проанализировать правовой статус Конституционного Суда Республики Беларусь;

3) выделить особенности правового статуса общих судов в Республике Беларусь;

4) рассмотреть правовой статус хозяйственных судов Республике Беларусь;

5) охарактеризовать правовой статус судей.

Исходя из поставленных цели и задач определена и структура предложенной курсовой работы. Она состоит из введения, основной части, разделенной на три главы (состоящие из разделов) и заключения, где будут сделаны выводы по проделанной работе. В завершение также приводится список использованных при написании работы источников.

Методологическую основу исследования составили описательный, сравнительный и системный методы, а также метод анализа. При написании работы были использованы национальное законодательство в области конституционного права, а также научно-исследовательские труды отечественных и зарубежных ученых.

Глава 1 понятие, функции и принципы судебной власти в республике беларусь

Традиционно судебная власть рассматривается как вид государственной власти. Основаниями для этого служат конституционные нормы, закрепляющие принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную.

Как публичный феномен судебная власть до сих пор не изучалась.

Да и сам вопрос о том, является ли судебная власть государственной или публичной, до недавнего времени был лишен смысла, поскольку считалось, что содержание понятий «государственное» и «публичное» совпадает.

Судебная власть как одна из ветвей государственной власти есть прежде всего средство управления обществом. Являясь объектом исследования, судебная власть может быть рассмотрена в различных аспектах.

Как социально-политический феномен она являет собой обязательный атрибут политически организованного общества, характеризует взаимоотношения государства, общества и личности.

Если проследить развитие института судебной власти от первых государственных форм осуществления правосудия, легко заметить, что взаимоотношения государства, общества и личности на протяжении длительного периода времени складывались далеко не в пользу индивида, а общество находилось в глубокой зависимости от государства и государственной политики. Суд всегда был проводником внутренней политики государства [26, с. 11].

Представление о судебной власти как о власти государственной справедливо, если рассматривать государство как аппарат, который обеспечивает господство какой-либо одной социальной группы. Однако в последние годы государство стремится стать институтом, который организовывает совместное управление обществом.

Это управление осуществляется через органы гражданского общества – политические партии, общественные объединения, организации. В таких условиях публичные интересы отражают не только интересы государства, но и интересы отдельных социальных групп, общества в целом.

Поэтому понятие «публичность» предстает не как олицетворение государства, а как «общие интересы людей разного рода сообществ, объединений (политических, профессиональных, территориальных и др.

)», как «объективированные условия нормального существования и деятельности людей, их организаций, предприятий, общества в целом», «как коллективная самоорганизация и саморегулирование, самоуправление».

Новое понимание публичности требует пересмотра абсолютной монополии государства на судебную власть. Современный суд находится не только в сфере влияния государства, но и в сфере влияния гражданского общества.

Следовательно, характеристика судебной власти как власти государственной не раскрывает всего множества связей, обеспечивающих организацию, функционирование и развитие судебной власти в обществе.

Более универсальным является представление о судебной власти как о самостоятельном публично-правовом образовании, которое сочетает в себе государственное и частное начала.

Существование судебной власти генетически обусловлено взаимодействием, возникающим между государством и гражданским обществом. Государственные и частные интересы могут не совпадать, а нередко – и противоречить друг другу. Такие противоречия негативно сказываются на стабильности и последовательности общественного развития.

Предотвратить или разрешить эти противоречия призвана судебная власть, которую можно представить как специфическое влияние на социальные процессы, обеспечивающее мирный характер общественного взаимодействия. Французский исследователь проблем американской демократии Алексис де Токвиль в XIX в.

так определил социальную роль судебной власти: «Великая цель правосудия состоит в замене идеи насилия идеей права» [15, с. 42].

Сущность любого явления можно проследить через реализуемые задачи и функции, в этом смысле институт судебной власти не будет исключением. Суды как важнейшие элементы судебной системы государства выполняют определенные функции, т.

е. осуществляют важнейшие направления своей деятельности. Главной функцией всякого суда является осуществление правосудия.

Однако как органы судебной власти суды общей юрисдикции, наравне с правосудием, выполняют и другие функции:

  • рассмотрение и разрешение в пределах своей компетенции гражданских, уголовных, административных и иных дел;
  • охрана правопорядка, различных форм собственности, обеспечение судебной защиты политических, социальных и иных прав и свобод человека и гражданина;
  • воспитание правовой культуры, уважительного отношения к правам человека, нормам общественной морали, профилактика девиантного поведения;
  • контрольная функция [30, с. 8].

Учитывая, что правосудие является не единственным выражением власти суда, функции судебной власти можно условно разделить на основные и вспомогательные, беря за основание классификации возможность наиболее эффективного решения целей и задач, стоящих перед органами судебной власти.

К основным функциям могут быть отнесены правосудие, судебный контроль, конституционный контроль, толкование Конституции Республики Беларусь. К вспомогательным функциям могут быть отнесены судебный надзор, воспитательная функция, функция предупреждения правонарушений, обобщение судебной практики и анализ судебной статистики и др.

Функции судебной власти могут быть также классифицированы на функции в широком и узком смыслах. К первым относятся воспитательная функция, функция профилактики и предупреждения правонарушений, ко вторым — правосудие, судебный контроль и т.д.

Функции судебной власти в узком смысле направлены на обеспечение функций судебной власти в широком смысле (например, осуществление правосудия так или иначе направлено на воспитание граждан, на предупреждение преступлений). Существуют также исключительные функции судебной власти, т.е. присущие только ей, — это правосудие и толкование Конституции Республики Беларусь.

Осуществление функции правосудия подчинено определенным задачам, которые могут быть различного масштаба и характера: исторические, перспективные, постоянные, временные, повседневные, ситуационные и т. д. Общей же задачей всех судов является охрана права.

При этом каждый суд, входящий в судебную систему, использует свои возможности. В рамках этой общей задачи реализуются конкретные задачи с учетом специфики суда, входящего в судебную систему. Задачи суда как органа правосудия не могут сами по себе разрешаться. Нужна форма их проявления.

И ею будет функция правосудия, поскольку функция вообще – одна из форм выражения задачи, которая фиксирует деятельность. Задачи суда указывают на желательный результат его деятельности, а функции – на направление этой деятельности.

Итак, выражением судебной власти при рассмотрении конкретных дел выступает функция правосудия [19, с. 10].

Правовая регламентация функции правосудия – не самоцель. В ее реализации возникает такое юридическое явление, как компетенция суда. Само наличие функции правосудия важно для правильного определения границ компетенции суда. В этом ее служебная роль.

В противном случае функция как направление деятельности суда останется абстрактным явлением, лишенным практического значения.

Соразмерность компетенции суда его функции определяется компетенционными нормами, от которых во многом зависит эффективность судебной деятельности.

Средства и способы защиты прав и свобод человека и гражданина достаточно многообразны, но чаще всего во всем цивилизованном мире представление о них связывается с деятельностью судебной системы.

«Каждый человек имеет право на эффективное восстановление в правах компетентными национальными судами в случаях нарушения его основных прав, предоставленных ему конституцией или законами» — это положение, содержащееся во Всеобщей декларации прав человека, определяет содержание деятельности судов — неотъемлемой части государства [29, с. 10].

Равенство всех перед законом и судом является одним из самых важных естественно-правовых принципов. Это положение нашло отображение во множестве правовых норм, например, – в Уголовно- и Гражданско-процессуальном кодексах, что исключает какую-либо дискриминацию по полу, национальности, возрасту и многим другим признакам.

Другой основной функцией судебной власти можно обозначить судебный контроль, который может быть внешним и внутренним. Внешний (может быть в сфере правосудия и вне сферы правосудия — собственно судебный контроль).

Вне сферы правосудия судебный контроль может выражаться во внесении председателем соответствующего суда представлений в государственные органы, общественные организации и должностным лицам об устранении нарушений закона, причин и условий, способствующих совершению правонарушений; вынесение частного определения; обязание органа, организации, должностного лица отменить изданные ими противозаконные акты, не относящиеся к делу, но выявленные в ходе судебного разбирательства; контроль за деятельностью дознавателя, следователя, прокурора при расследовании преступления в рамках УПК РБ; контроль за осуществлением ОРД и др.

О внешнем контроле вне сферы правосудия можно говорить лишь тогда, когда суд совершает действия, непосредственно не связанные с осуществлением им правосудия по рассматриваемому в данный момент делу (например, в процессе рассмотрения какого-либо дела, суд обнаруживает нарушения закона, не связанные с данным делом, и выносит частное определение). Также можно говорить о контроле в сфере правосудия, т.е. об осуществлении правосудия в форме контроля (когда контрольные функции непосредственно связанны с рассматриваемым в данный момент делом) [30, с. 11].

Внутренний контроль — это, по сути, организационное руководство судами. Он направлен внутрь судебной системы, осуществляется вне рамок отправления правосудия и предназначен для более эффективного осуществления правосудия.

Внутренний контроль может осуществляться посредством заслушивания на пленумах соответствующих судов сообщений о работе президиумов судов; заслушивания отчетов председателей коллегий; через отбор и расстановку судебных и обеспечивающих кадров; через контроль за расходом денежных средств судами; через контроль за ведением судами делопроизводства и др.

Судебная власть – это социальное управление, в основе которого лежат представления о разумном и справедливом, воплощенные в объективном праве. Осуществляя судебную власть, суд обеспечивает верховенство правовых интересов над остальными социальными интересами, устанавливает господство права. Тем самым суд выполняет правоохранительную функцию.

Источник: http://turboreferat.ru/state-theory/sudebnaya-vlast-v-respublike-belarus/286742-2212885-page1.html

Судебная система Республики Беларусь

Судебная власть Судебная власть в республике беларусь

Судебная власть в Республике Беларусь принадлежит только судам, образованным в установленном порядке, и осуществляется независимо от законодательной и исполнительной власти.

Суды защищают гарантированные Конституцией Республики Беларусь и актами законодательства Республики Беларусь:

  • социально-экономические и политические права граждан;
  • конституционный строй Республики Беларусь;
  • государственные и общественные интересы;
  • права юридических лиц независимо от форм собственности, ведомственного подчинения и условий хозяйствования.

Право на обращение за судебной защитой гарантируется статьей 60 Конституции Республики Беларусь.

Система судов

Система судов строится на принципах территориальности и специализации. Она состоит из:

  1. Системы судов общей юрисдикции.

Образование чрезвычайных судов запрещается.

Судоустройство в Республике Беларусь определяется:

Система судов общей юрисдикции

Система судов общей юрисдикции состоит из:

  1. Верховного Суда Республики Беларусь;
  2. областных (Минского городского) судов;
  3. экономических судов областей (города Минска);
  4. районных (городских) судов.

Верховный Суд Республики Беларусь осуществляет правосудие и надзор за судебной деятельностью общих судов.

Он состоит из:

  • первого заместителя Председателя;
  • заместителей Председателя;
  • судей Верховного Суда Республики Беларусь

и действует в составе:

  • судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Беларусь; 
  • судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Республики Беларусь; 
  • судебной коллегии по экономическим делам; 
  • судебной коллегии по делам интеллектуальной собственности Верховного Суда Республики Беларусь; 
  • Президиума Верховного Суда Республики Беларусь; 
  • Пленума Верховного Суда Республики Беларусь.

Верховный Суд Республики Беларусь:

  1. Рассматривает в пределах своей компетенции дела в качестве суда первой инстанции, в кассационном порядке, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам, а также жалобы (протесты) на постановления областных (Минского городского) судов и постановления экономических судов областей (города Минска) по делам об административных правонарушениях.
  2. Рассматривает в соответствии с законодательными актами в пределах своей компетенции дела в апелляционном порядке.
  3. Вносит в Конституционный Суд Республики Беларусь предложения о даче заключений в соответствии с частью второй статьи 112 и частью четвертой статьи 116 Конституции Республики Беларусь.
  4. Изучает и обобщает судебную практику, ведет и анализирует судебную статистику судов общей юрисдикции и дает разъяснения по вопросам применения законодательства.
  5. Осуществляет контроль за исполнением нижестоящими судами постановлений Пленума Верховного Суда Республики Беларусь.
  6. Оказывает помощь судьям судов общей юрисдикции по применению законодательства.
  7. Разрабатывает предложения о совершенствовании законодательства.
  8. Изучает деятельность судов общей юрисдикции, заслушивает информацию председателей, первых заместителей, заместителей председателей и судей судов общей юрисдикции о деятельности соответствующих судов.
  9. Осуществляет организационное, материально-техническое и кадровое обеспечение деятельности судов общей юрисдикции, а также организационное и материально-техническое обеспечение органов судейского сообщества.
  10. Решает в пределах своей компетенции вопросы, вытекающие из международных договоров Республики Беларусь, а также вопросы сотрудничества с судами иностранных государств, иностранными и международными организациями.
  11. Осуществляет иные полномочия.

Пленум Верховного Суда Республики Беларусь:

  1. Рассматривает в пределах своей компетенции в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам гражданские, уголовные и экономические дела.
  2. Рассматривает материалы обобщения судебной практики, судебной статистики и дает в порядке судебного толкования судам общей юрисдикции разъяснения по вопросам применения законодательства.
  3. Обеспечивает приведение постановлений Пленума Верховного Суда Республики Беларусь, признанных Конституционным Судом Республики Беларусь неконституционными, в соответствие с Конституцией Республики Беларусь, международно-правовыми актами, ратифицированными Республикой Беларусь, законами, декретами и указами Президента Республики Беларусь.
  4. Рассматривает представления Председателя Верховного Суда Республики Беларусь о несоответствии постановлений Пленума Верховного Суда Республики Беларусь, содержащих разъяснения, законодательству.
  5. Рассматривает вопросы о внесении предложений о совершенствовании законодательства.
  6. Заслушивает председателей судебных коллегий Верховного Суда Республики Беларусь о деятельности возглавляемых ими судебных коллегий, сообщения председателей нижестоящих судов о практике применения судами законодательства, исполнения постановлений Пленума Верховного Суда Республики Беларусь по применению законодательства.
  7. Избирает по представлению Председателя Верховного Суда Республики Беларусь из числа судей Верховного Суда Республики Беларусь секретаря Пленума Верховного Суда Республики Беларусь, который освобождается от исполнения обязанностей по основной должности.
  8. Утверждает по представлению Председателя Верховного Суда Республики Беларусь Регламент Пленума Верховного Суда Республики Беларусь.
  9. Избирает Высшую квалификационную коллегию судей Верховного Суда Республики Беларусь из числа судей Верховного Суда Республики Беларусь, представителей государственных органов, ученых-юристов, иных специалистов в области права, а также председателя и заместителя председателя Высшей квалификационной коллегии судей Верховного Суда Республики Беларусь из числа членов этой коллегии, заслушивает информацию о деятельности Высшей квалификационной коллегии судей Верховного Суда Республики Беларусь.
  10. Утверждает порядок формирования и организации работы с резервом кадров на должности заместителей председателей, судей областных (Минского городского) судов, экономических судов областей (города Минска), председателей, заместителей председателей, судей районных (городских), специализированных судов.
  11. Осуществляет иные полномочия.

Президиум Верховного Суда Республики Беларусь образуется в составе:

  • Председателя Верховного Суда Республики Беларусь;
  • первого заместителя Председателя;
  • заместителей Председателя Верховного Суда Республики Беларусь;
  • судей Верховного Суда Республики Беларусь.

Президиум Верховного Суда Республики Беларусь:

  1. Рассматривает в пределах своей компетенции в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам гражданские, уголовные и экономические дела.
  2. Рассматривает материалы изучения и обобщения судебной практики и судебной статистики, а также проекты постановлений, выносимые на рассмотрение Пленума Верховного Суда Республики Беларусь.
  3. Рассматривает ходатайства о внесении предложений в Конституционный Суд Республики Беларусь о проверке конституционности нормативных правовых актов и в случае признания их обоснованными в десятидневный срок со дня принятия соответствующих решений обращается в Конституционный Суд Республики Беларусь с предложениями о даче заключений в соответствии с частью второй статьи 112 и частью четвертой статьи 116 Конституции Республики Беларусь.
  4. Рассматривает инициативные обращения в порядке, предусмотренном Президиумом Верховного Суда Республики Беларусь.
  5. Рассматривает вопросы организации работы судебных коллегий, отдельных судей и аппарата Верховного Суда Республики Беларусь, председателей и судей нижестоящих судов.
  6. Заслушивает председателей судебных коллегий Верховного Суда Республики Беларусь, председателей нижестоящих судов о деятельности соответственно судебных коллегий Верховного Суда Республики Беларусь, судов.
  7. Рассматривает и утверждает резерв кадров на должности заместителей председателей, судей областных (Минского городского) судов, экономических судов областей (города Минска), председателей, заместителей председателей районных (городских), специализированных судов.
  8. Рассматривает материалы о представлении к назначению на должности судей судов общей юрисдикции.
  9. Осуществляет иные полномочия.

Судебные коллегии Верховного Суда Республики Беларусь комплектуются из числа судей Верховного Суда Республики Беларусь и утверждаются Пленумом Верховного Суда Республики Беларусь.

Судьи судебной коллегии единолично рассматривают в пределах своих полномочий дела в качестве суда первой инстанции и коллегиально – в кассационном порядке, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам, изучают и обобщают судебную практику, анализируют судебную статистику и осуществляют иные полномочия.

Судам общей юрисдикции подведомственны уголовные дела и гражданские дела.

К числу гражданских дел относятся:

  • дела по спорам, возникающим из отношений:
    • отношений по использованию природных ресурсов и окружающей среды, 
      если хотя бы одной из сторон в споре выступает гражданин;
  • дела, возникающие из административно-правовых отношений;
  • дела особого производства;
  • дела приказного производства;
  • иные дела, отнесенные к подведомственности общих судов Гражданским процессуальным кодексом Республики Беларусь и иными законодательными актами.

Источник: http://www.pravo.by/main.aspx%3Fguid%3D1501

СудРешит
Добавить комментарий