Судебная власть в армении

В соответствии с Конституцией 1995 года Республика Армения является суверенным, демократическим, социальным, правовым государством. Конституция Республики имеет высшую юридическую силу, и ее нормы действуют непосредственно.

Государственная власть осуществляется в соответствии с Конституцией и законами – на основе разделения и баланса законодательной, исполнительной и судебной властей.

Власть в Республике Армения принадлежит народу. Узурпация власти какой-либо организацией или личностью является преступлением.

Президент Армении является главой государства и обеспечивает соблюдение Конституции, нормальное функционирование законодательной, исполнительной и судебной властей. Президент Республики является гарантом независимости, территориальной целостности и безопасности Республики Армения.

Президент Республики избирается гражданами Республики Армения сроком на пять лет.

Президентом Республики может быть избрано каждое лицо, достигшее тридцати пяти лет, последние десять лет являющееся гражданином Республики Армения, постоянно проживающее в Республике последние десять лет и обладающее избирательным правом.

Содержание

Президент Республики:

  • обращается с посланием к народу и Национальному Собранию;
  • после получения принятого Национальным Собранием закона в 20 дневный срок подписывает и обнародует его;
  • распускает Национальное Собрание и назначает внеочередные выборы;
  • назначает Премьер-министром лицо, Президент Республики по предложению Премьер-министра назначает и освобождает членов Правительства;
  • в предусмотренных законом случаях производит назначения на государственные должности;
  • формирует Совет национальной безопасности, председательствует в нем, может формировать другие консультативные органы;
  • представляет Республику Армения в международных отношениях, осуществляет общее руководство внешней политикой, заключает международные договоры;
  • назначает и отзывает дипломатических представителей Республики Армения в иностранных государствах и при международных организациях;
  • представляет Национальному Собранию кандидатуры Генерального прокурора, Председателя Центрального банка и Председателя Контрольной палаты;
  • назначает четырех членов Koнституционного Суда;
  • по предложению Совета правосудия назначает председателей и судей Кассационного Суда и его палат, председателей Апелляционного Суда, судов первой инстанции и специализированных судов, прекращает их полномочия, дает согласие на их привлечение в качестве обвиняемых, арест или возбуждение в их отношении вопроса о привлечении к административной ответственности в судебном порядке, по заключению Совета правосудия назначает судей Апелляционного Суда, судов первой инстанции и специализированных судов;
  • назначает двух юристов-ученых – членов Совета правосудия;
  • является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами, координирует деятельность государственных органов в области обороны, назначает и освобождает высший командный состав Вооруженных Сил и других войск;
  • объявляет военное положение в случае агрессии против Республики, наличия непосредственной ее угрозы или объявления войны, может объявить общую или частичную мобилизацию и принимает решение об использовании Вооруженных Сил;
  • объявляет чрезвычайное положение, осуществляет продиктованные ситуацией мероприятия и обращается с посланием об этом к народу.
  • разрешает вопросы, связанные с предоставлением гражданства Республики Армения и политического убежища;
  • награждает орденами и медалями Республики Армения, присваивает высшие воинские и почетные звания, высшие дипломатические и иные классные чины;
  • осуществляет помилование осужденных.

Высшим законодательным органом Республики Армения является однопалатное Национальное Собрание Республики Армения. Национальное Собрание состоит из ста тридцати одного депутата (75 избраны по мажоритарному, а 56 — по пропорциональному принципу, в 2007 году пропорция изменилась — 41 депутат избран по мажоритарным одномандатным избирательным округам, 90 депутатов по пропорциональной системе). Национальное Собрание избирается посредством всенародных выборов, на пятилетний срок. Последние парламентские выборы состоялись в мае 2007 года.

Национальное Собрание осуществляет контроль за исполнением государственного бюджета, а также за использованием займов и кредитов, полученных от иностранных государств и международных организаций.

Национальное Собрание по предложению Президента Республики:

  • объявляет амнистию;
  • ратифицирует, приостанавливает или денонсирует международные договоры Республики Армения;
  • принимает решения об объявлении войны и установлении мира. В случае невозможности созыва заседания Национального Собрания вопрос объявления войны решает Президент Республики.

Национальное Собрание по предложению Правительства устанавливает  административно-территориальное деление Республики.

Исполнительную власть осуществляет Правительство Республики Армения. Правительство состоит из Премьер-министра и министров.

Президент, на основе консультаций с депутатскими фракциями в Национальном Собрании, назначает Премьер-министром лицо, пользующееся доверием большинства депутатов, а если это невозможно, то лицо, пользующееся доверием наибольшего количества депутатов.

Президент Республики по предложению Премьер-министра назначает членов Правительства и освобождает их от должности.

Правительство разрабатывает и осуществляет внутреннюю политику Республики Армения. Внешнюю политику Республики Армения Правительство разрабатывает и осуществляет совместно с Президентом Республики. К компетенции Правительства относятся все те вопросы государственного управления, которые не отнесены законом к компетенции иных государственных органов или органов местного самоуправления.

Правительство:

  • представляет на одобрение Национального Собрания свою программу;
  • представляет на утверждение Национального Собрания проект государственного бюджета, обеспечивает исполнение бюджета, в связи с чем представляет отчет Национальному Собранию;
  • управляет государственной собственностью;
  • осуществляет единую финансово-экономическую, кредитную и налоговую государственную политику;
  • осуществляет государственную политику регионального развития;
  • осуществляет государственную политику в области науки, образования, культуры, здравоохранения, социального обеспечения и охраны природы;
  • обеспечивает оборону, национальную безопасность и осуществление внешней политики Республики;
  • обеспечивает охрану общественного порядка, принимает меры по укреплению законности, обеспечению прав и свобод граждан;
  • осуществляет иные функции и полномочия, установленные Конституцией и законами.

Правосудие в Республике Армения осуществляют только суды — в соответствии с Конституцией и законами.

В Республике Армения действуют суды первой инстанции общей юрисдикции, Апелляционный Суд и Кассационный Суд, а в предусмотренных законом случаях и специализированные суды.

Высшей судебной инстанцией Республики Армения, кроме вопросов конституционного правосудия, является Кассационный Суд, который призван обеспечивать единообразное применение закона.

Конституционное правосудие в Республике Армения осуществляется Конституционным Судом.

Независимость судов гарантируется Конституцией и законами. В установленном Конституцией и законом порядке формируется и действует Совет правосудия.

Совет правосудия в установленном законом порядке:

  • составляет и представляет на утверждение Президента Республики список кандидатур судей и списки служебного продвижения судей, на основании которых производятся назначения;
  • дает заключение по представленным кандидатурам судей;
  • предлагает кандидатуры председателей и судей Кассационного Суда, его палат, председателей Апелляционного Суда, судов первой инстанции и специализированных судов;
  • по запросу Президента Республики высказывает мнение по вопросам помилования;
  • привлекает судей к дисциплинарной ответственности, представляет Президенту Республики предложение о прекращении полномочий судьи, о даче согласия на арест судьи, его привлечение в качестве обвиняемого или его привлечение к административной ответственности в судебном порядке.

Кассационный Суд – это суд, пересматривающий решения, приговоры и определения судов первой инстанции, вступившие в законную силу, и решения, приговоры и определения апелляционных судов в пределах указанных в них оснований по кассационному протесту, принесенному на эти акты.

Решение Кассационного Суда вступает в законную силу с момента его вынесения и обжалованию не подлежит.

В Республике Армения действует один Кассационный Суд (в соответствии с Законом «О судоустройстве» ).

Конституционный Суд состоит из девяти членов, пять из которых назначаются Национальным Собранием, четыре – Президентом Республики.(В соответствии с законом «О конституционном суде» )

Конституционный Суд в соответствии со статьей 100 Конституции и в установленном настоящим Законом порядке:

  • определяет соответствие Конституции законов, постановлений Национального Собрания, указов, распоряжений Президента Республики, постановлений Правительства;
  • до ратификации международного договора определяет вопрос соответствия Конституции закрепленных в нем обязательств;
  • разрешает споры, связанные с результатами референдумов, выборов Президента Республики и депутатов;
  • признает непреодолимыми либо устраненными препятствиия, возникшие для кандидата в Президенты Республики;
  • дает заключение о наличии оснований для отрешения от должности Президента Республики;
  • дает заключение о мерах, предусмотренных пунктами 13 и 14 статьи 55 Конституции;
  • дает заключение о невозможности исполнения Президентом Республики своих полномочий;
  • дает заключение о прекращении полномочий члена Конституционного Суда, его аресте, привлечении в судебном порядке к административной или уголовной ответственности;
  • в предусмотренных законом случаях принимает постановление о приостановлении или запрещении деятельности партии.

Местное самоуправление

Армения делится на 11 провинций:

  1. Арагацотн  г. Аштарак;
  2. Арарат  г. Арташат;
  3. Армавир  г. Армавир;
  4. Гегаркуник г. Гавар;
  5. Котайк г. Раздан;
  6. Лори г. Ванадзор;
  7. Ширак г. Гюмри;
  8. Сюник г. Капан;
  9. Тавуш г. Иджеван;
  10. Вайоц Дзор г. Ехегнадзор;
  11. Ереван г. Ереван

Провинции состоят из городских и сельских общин. Губернаторы (марзпеты) назначаются и освобождаются от должности правительством. В общинах осуществляется местное самоуправление.

Органы местного самоуправления  совет старейшин общины и руководитель общины (мэр города, сельский староста)  избираются на трёхлетний срок.

Мэра Еревана по представлению Премьер-министра назначает и освобождает от должности Президент Республики.

В республике 953 села, 48 городов, 932 общины, из которых 871 сельская и 61 городская (1999).

Статья подготовлена специалистами ООО “СоюзПравоИнформ”.

© СоюзПравоИнформ. При перепечатке ссылка на источник обязательна.

Источник: http://www.am.spinform.ru/stroi.html

Особенности судебной власти

Согласно ст. 91 конституции, правосудие в Республике Армения осуществляют только суды. Ст.

92 определяет, что в Республике Армения действуют суды первой инстанции общей юрисдикции, Апелляционный суд и Кассационный суд, а в предусмотренных законом случаях и специализированные суды.

Высшей судебной инстанцией, кроме вопросов конституционного правосудия, является Кассационный суд. Согласно ст. 93 конституции, конституционное правосудие в Республике Армения осуществляется Конституционным судом.

Независимость судов гарантируется конституцией и законами (ст. 94).

Ст. 94.

1 гласит, что в установленном конституцией и законом порядке формируется и действует Совет правосудия, который: 1) составляет и представляет на утверждение президента список кандидатур судей и списки служебного продвижения судей, на основании которых производятся назначения; 2) даёт заключение по представленным кандидатурам судей; 3) предлагает кандидатуры председателей и судей Кассационного суда, его палат, председателей Апелляционного суда, судов первой инстанции и специализированных судов; 4) по запросу президента высказывает мнение по вопросам помилования; 5) привлекает судей к дисциплинарной ответственности, представляет президенту предложение о прекращении полномочий судьи, о даче согласия на арест судьи, его привлечение в качестве обвиняемого или его привлечение к административной ответственности в судебном порядке (ст. 95).

Ст. 101 конституции указывает, кто и в каких случаях имеет право обращения в Кассационный суд.

Рядовые граждане полномочны искать защиты у высшего судебного органа только по конкретному делу, когда в наличии имеется акт суда, исчерпаны все средства судебной защиты и оспаривается конституционность применённого к нему этим актом положения закона. По мнению международных экспертов, такая норма существенно затрудняет для рядовых граждан возможность обращения в Кассационный суд.

Примечательно, что Кассационный суд (ст. 102) своим решением может устанавливать более поздний срок утраты правовой силы нормативного акта или его части, которые не соответствуют конституции.

Кассационный суд неоднократно вмешивался в функционирование законодательной и исполнительной власти.

Так, в январе 1999 года Кассационный суд признал неконституционной передачу на условиях эксклюзивности (монополии) сроком на 15 лет рынка телекоммуникаций греческой компании «Армен Тел».

17 октября 2000 года Кассационный суд признал неконституционным смещение с должности председателя парламента А. Хачатряна, хотя 26 сентября того же года за это решение проало большинство членов парламента.

←   Назад  |   Особенности судебной власти   |   Вперёд   →

Азия — самая большая часть света, образует вместе с Европой материк Евразию. Площадь (вместе с островами) — около 43,4 миллиона км². Население — 4,2 миллиарда человека на 2012 год (60,5% населения Земли). Азия является ныне крупнейшим развивающимся регионом в мире.

Материковая Азия располагается в основном в восточном (исключением является Чукотский полуостров) и северном полушариях. С Африкой Азия соединена Суэцким перешейком, от Северной Америки её отделяет узкий Берингов пролив.

Азия омывается Северным Ледовитым, Индийским и Тихим океанами, а также — на западе — внутриматериковыми морями Атлантического океана (Азовским, Чёрным, Мраморным, Эгейским, Средиземным). При этом имеются обширные области внутреннего стока — бассейны Каспийского и Аральского морей, озера Балхаш и др.

Озеро Байкал по объёму содержащейся пресной воды превосходит все озёра мира; в Байкале сосредоточено 20% мировых запасов пресной воды (без учёта ледников). Мёртвое море является глубочайшей в мире тектонической впадиной (-405 метров ниже уровня моря).

Побережье Азии в целом расчленено относительно слабо, выделяются крупные полуострова — Малая Азия, Аравийский, Индостан, Корейский, Камчатка, Чукотка, Таймыр и др.

Близ берегов Азии — крупные острова (Большие Зондские, Новосибирские, Сахалин, Северная Земля, Тайвань, Филиппинские, Хайнань, Шри-Ланка, Японские и др.), занимающие в совокупности площадь более 2 миллионов км².

В основании Азии лежат четыре огромных платформы — Аравийская, Индийская, Китайская и Сибирская. До ¾ территории части света занимают горы и плоскогорья, наиболее высокие из которых сосредоточены в Центральной и Средней Азии.

В целом, Азия — контрастный регион по абсолютным отметкам высот.

С одной стороны, здесь расположена высочайшая вершина мира — гора Джомолунгма (8 848 м), с другой стороны, глубочайшие впадины — озеро Байкал с глубиной до 1 620 м и Мёртвое море, уровень которого ниже уровня моря на 392 м. Восточная Азия — район активного вулканизма.

Азия богата разнообразными полезными ископаемыми (в особенности же — топливно-энергетическим сырьём).

На территории Азии представлены почти все типы климата — от арктического на крайнем севере до экваториального на юго-востоке.

В Восточной, Южной и Юго-Восточной Азии климат муссонный (в пределах Азии находится самое влажное место Земли — местечко Черапунджи в Гималаях), в то время как в Западной Сибири — континентальный, в Восточной Сибири и на Сарыарке — резко континентальный, а на равнинах Центральной, Средней и Западной Азии — полупустынный и пустынный климат умеренного и субтропического поясов. Юго-Запад Азии — тропический пустынный, самый жаркий в пределах Азии.

Список государств Азии

  Азия     Америка     Африка     Европа     Океания  

Page 3

Америка — часть света, объединяющая два материка, Северную Америку и Южную Америку, а также близлежащие острова (включая Гренландию). Эту часть света также называют Новым Светом.

Обычно в этой части мира выделяют Северную Америку (США, Канаду, Мексику и острова к востоку от них), Латинскую Америку (материковые испаноязычные, португалоязычные и франкоязычные страны), Южную Америку (страны материка Южная Америка), Центральную Америку (страны североамериканского континента на юг от Мексики) и Карибский бассейн (государства и колонии на островах Карибского моря, когда этот регион называли Вест-Индия).

Список государств Америки

  Азия     Америка     Африка     Европа     Океания  

Page 4

Африка — второй по площади континент после Евразии, омываемый Средиземным морем с севера, Красным — с северо-востока, Атлантическим океаном с запада и Индийским океаном с востока и юга.

Африкой называется также часть света, состоящая из материка Африка и прилегающих островов. Площадь Африки составляет 29,2 миллиона км², с островами — около 30,3 миллиона км², покрывая, таким образом, 6% общей площади поверхности Земли и 20,4% поверхности суши.

На территории Африки расположено 55 государств.

Население Африки составляет около миллиарда человек. Африка считается прародиной человечества: именно здесь нашли самые древние останки ранних гоминид и их вероятных предков.

Африканский континент пересекает экватор и несколько климатических зон; это единственный континент, протянувшийся от северного субтропического климатического пояса до южного субтропического. Из-за недостатка постоянных осадков и орошения — равно как ледников или водоносного горизонта горных систем — естественного регулирования климата нигде, кроме побережий, практически не наблюдается.

Список государств Африки

  Азия     Америка     Африка     Европа     Океания  

Page 5

Европа — часть света в северном полушарии Земли, омывается морями Северного Ледовитого и Атлантического океанов, имеет площадь около 10 миллионов км² и население около 740 миллионов (порядка 10% населения Земли). Вместе с Азией образует материк Евразия.

Европа омывается Атлантическим и Северным Ледовитым океанами и их морями. Площадь островов около 730 тысячи км². На полуострова приходится около 1/4 территории Европы (Кольский, Скандинавский, Пиренейский, Апеннинский, Балканский и др.).

На большей части территории климат умеренный (на западе — океанический, на востоке — континентальный, со снежной и морозной зимой), на северных островах — субарктический и арктический, в Южной Европе — средиземноморский, в Прикаспийской низменности — полупустынный. На островах Арктики, в Исландии, Скандинавских горах, Альпах — оледенение (площадь свыше 116 тысяч км²).

Список государств Европы

  Азия     Америка     Африка     Европа     Океания  

Page 6

Океания — часть света; географический, часто геополитический регион мира, состоящий преимущественно из сотен небольших островов и атоллов в центральной и юго-западной частях Тихого океана.

Океания представляет собой крупнейшее в мире скопление островов, расположенных в юго-западной и центральной частях Тихого океана, между субтропическими широтами Северного и умеренными Южного полушарий. При разделении всей суши на части света Океания обычно объединяется с Австралией в единую часть света Австралия и Океания, хотя иногда выделяется в самостоятельную часть света.

Общая площадь островов составляет 1,26 миллиона км² (вместе с Австралией 8,52 миллиона км²), население — около 10,7 миллиона человек (вместе с Австралией 32,6 миллиона человек). Географически Океания подразделяется на Меланезию, Микронезию и Полинезию; иногда выделяют Новую Зеландию.

Острова Океании омываются многочисленными морями Тихого (Коралловое море, Тасманово море, море Фиджи, море Коро, Соломоново море, Новогвинейское море, Филиппинское море) и Индийского океанов (Арафурское море).

Список государств Океании

  Азия     Америка     Африка     Европа     Океания  

Источник: http://www.hyno.ru/tom1/177.html

Политика

Политика Армении — система политико-правовых, административных, экономических и социальных отношений в Армении, которая устанавливается Конституцией, принятой в 1995 году, а также структура этого государства, обусловленная социально-экономическим развитием общества и соотношением политических сил в данной стране.

В Армении действуют 5 политических партий. К ним относятся:

  • Республиканская партия Армении
  • Процветающая Армения
  • Армянская революционная федерация Дашнакцутюн
  • «Страна законности» (Оринац Еркир)
  • Наследие

Государственное устройство[править | править вики-текст]

Основная статья: Государственный строй Армении

Основополагающим документом, определяющим государственное устройство Армении, является конституция, принятая на референдуме 5 июля 1995 года.

Конституция утверждает Республику Армению как суверенное, демократическое, социальное, правовое государство, власть в которой принадлежит народу и осуществляется посредством свободных выборов, референдумов, а также через предусмотренные конституцией государственные органы, органы местного самоуправления и должностных лиц.

Президент

3-й президент Армении Серж Саргсян

Президент Армении избирается на пятилетний срок. По Конституции Президенту предоставляются чрезвычайные полномочия в случае возникновения угрозы функционированию институтов публичной власти.

Президенты Армении:

  • Левон Тер-Петросян (16 октября 1991 — 3 февраля 1998)
  • Роберт Кочарян (4 февраля 1998 — 9 апреля 2008)
  • Серж Саргсян (с 9 апреля 2008)

Законодательная власть[править | править вики-текст]

Высшим законодательным органом является Национальное собрание. Национальное собрание состоит из 131 депутата (с 2007 года 41 депутат избирается по мажоритарным одномандатным избирательным округам, 90 депутатов — по пропорциональной системе). Национальное собрание избирается посредством всенародных выборов на пятилетний срок.

Последние парламентские выборы состоялись 12 мая 2007 года. Около половины мест получила правящая Республиканская партия Армении (32,8 % по пропорциональным спискам, 24 из 41 места по мажоритарным округам). На второе место вышла основанная экс-президентом Армении Робертом Кочаряном и возглавляемая бизнесменом Гагиком Царукяном «Процветающая Армения» (14,7 %).

Также партия «Дашнакцутюн» из правящей партийной коалиции получила 12,7 %.

Оппозиция представлена двумя партиями — либеральной «Оринац Еркир» («Страна Законности»), глава которой, Артур Багдасарян, принял предложение президента Сержа Саркисяна стать секретарем совета безопасности при президенте Армении, вследствие чего партия «Оринац Еркир» перестала быть оппозиционной, и Национально-демократической партией «Наследие».[1]

К июлю 2007 г. в парламенте сложились следующие фракции:

ФракцияГолоса

Фракция «Республиканская партия Армении» 63 депутата
Фракция «Процветающая Армения» 26 депутатов
Фракция «Армянская революционная федерация Дашнакцутюн» 16 депутатов
Фракция «Страна законности» (Оринац Еркир) 8 депутатов
Фракция «Наследие» 7 депутатов
Вне фракций и групп 11 депутатов

Исполнительная власть

Президент на основе консультаций с депутатскими фракциями в Национальном собрании назначает премьер-министром лицо, пользующееся доверием большинства депутатов, а если это невозможно, то лицо, пользующееся доверием наибольшего количества депутатов. Президент по предложению премьер-министра назначает членов правительства и освобождает их от должности.

Судебная власть

Судебная система в Армении является одним из самых закоррумпированных государственных органов Армении.

В Республике Армения действуют суды первой инстанции общей юрисдикции, Апелляционный суд и Кассационный суд, а в предусмотренных законом случаях — и специализированные суды.

Высшей судебной инстанцией Республики Армения, кроме вопросов конституционного правосудия, является Кассационный суд, который призван обеспечивать единообразное применение закона.

Конституционное правосудие в Республике Армения осуществляется Конституционным судом.

Независимость судов гарантируется конституцией и законами. В установленном конституцией и законом порядке формируется и действует Совет правосудия.

Прокуратура Республики Армения является единой системой, которую возглавляет Генеральный прокурор. Прокуратура действует в пределах полномочий, предоставленных ей конституцией, на основе закона.

Внешняя политика

Армения старается поддерживать дружественные отношения как с Россией и Ираном, так и со странами Запада, в том числе с Соединенными Штатами Америки.

Однако позиция Армении относительно Нагорно-карабахского конфликта и признания Геноцида армян стала причиной напряженных отношений с двумя его соседями — Азербайджаном и Турцией.

Армения имеет дипломатические отношения с более чем 150 государствами мира и является членом более чем 40 международных организаций, в том числе Организации Объединенных Наций, Совета Европы, СНГ, Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, ОДКБ, Международного валютного Фонда и др.

Армяно-азербайджанские отношения

Граница между Арменией и Азербайджаном закрыта, а между государствами отсутствуют дипломатические отношения. По мнению Азербайджана Армения является государством-оккупантом, захватившим около 14 % ее территории (ТерриторииНагорно-Карабахской Республики).

Армения и Азербайджан ведут переговоры о статусе Нагорного Карабаха в рамках Минской группы ОБСЕ. В Баку часто повторяют, что если переговоры не дадут результатов, то Азербайджан готов вернуть неподконтрольные территории военными мерами.

О необходимости новой войны в Карабахе говорят и многие депутаты парламента республики.

2 ноября 2008 года президентами Азербайджана, Армении и России была подписана декларация, касающаяся Карабахского конфликта. Лидеры трех государств договорились совместно работать над оздоровлением ситуации на Кавказе.

Внешняя политика Азербайджана направлена на отстранение Армении от региональных проектов. В 2006 году в интервью арабоязычному телеканалу Аль-Джазира, Ильхам Алиев заявил, что Азербайджан ведет политику, направленную на превращение Армении в энергетический и транспортный тупик.

Армяно-греческие отношения

Греция была одной из первых стран, признавших независимость Армении 21 сентября 1991 года и одним из тех, которые официально признали геноцид армян. В июне 2007 года президент Греции Каролос Папульяс посетил Армению. По его словам «Армяно-греческие отношения положительно развиваются в сфере обороны, а также в области образования и многих других сферах».

Греция является вторым после России военным партнером Армении и ближайшим союзником в НАТО. Каждый год несколько армянских офицеров проходят тренировку в Греции.

Армении оказывается военная медико-материальная поддержка.

В 2003 году две страны заключили договор о военной взаимопомощи, согласно которому планируется увеличить число армянских военнослужащих, проходящих подготовку в военных и военно-медицинских академиях города Афины.

Армяно-грузинские отношения

В Грузии проживают порядка 250 000 армян, в то время как в Армении проживают около 1200 грузин (в основном это жёны армянских мужчин).

Из-за закрытых границ Армении с Турцией и Азербайджаном и отсутствия выхода к морю у Армении, Грузия играет важнейшую роль для Армении в плане экспорта и импорта различной продукции и товаров.

Между Арменией и Грузией действуетжелезная дорога по которой экспортируется большая часть армянских товаров. В 2009 году по импорту грузинских товаров Армения занимала четвёртое место (7,9 % от всех экспортируемых Грузией товаров).

Армения экспортирует в Грузию главным образом электроэнергию.

В Армении как и в Грузии на бюджетные средства выходит еженедельная республиканская общественно-политическая газета «Врастан» ((арм.) Грузия). Газета освещает общественно-политические события. Газета «Врастан» предназначена как для армян, проживающих в Грузии, так и для грузин, проживающих в Армении.

Армяно-израильские отношение

Армения и Израиль установили дипломатические отношения, однако не имеют посольств друг у друга. Вместо этого посол Израиля в Армении находится в Тбилиси (Грузия) и посещения Еревана два раза в месяц, а посол Армении в Израиле находится во Франции. Армения имеет консульство в Израиле.

Армяно-иранские отношения

В условиях блокады границ Армении со стороны Турции и Азербайджана и нестабильной армяно-грузинской границы, короткая граница с Ираном имеет для Армении важное значение. Действующей железной дороги между Арменией и Ираном в настоящее время нет. Существуют проекты и договоренности о её строительстве.

В мае 2004 г. был подписан основной контракт по строительству газопровода Иран-Армения. 19 марта 2007 года произошло торжественное открытие газопровода в присутствии президентов Армении Роберта Кочаряна и Ирана Махмуда Ахмадинежада. Сразу же после открытия обсуждалась возможность строительства второй нитки газопровода.

На первом этапе Иран должен поставлять в Армению 1,1 млрд куб. м природного газа ежегодно, а с 2019 года — по 2,3 млрд. Договор заключён сроком на 20 лет. Стоимость проекта оценивается в 200—250 млн долл. Первый этап предусматривает строительство 100-км газопровода по иранской территории и 41 км по армянской (Мегри-Каджаран).

На втором этапе будет сооружён трубопровод Каджаран-Сисиан-Джермук-Арарат.

Армяно-нагорно-карабахские отношения

Армения совместно с Азербайджаном ведет переговоры о будущем статусе Нагорного Карабаха в составе Минской группы ОБСЕ.

Хотя Армения, также как и другие государства-члены ООН, не признает независимость НКР, она остается единственным внешнеполитическим партнером для непризнанной республики.

В декабре 2010 года Серж Саргсян заявил, что в случае военной агрессии со стороны Азербайджана, Армения признает независимость НКР.

Армяно-российские отношения

Россия традиционно поддерживает хорошие экономические отношения с Арменией. Товарооборот с Россией составляет около 20 % внешней торговли республики. За 2005 год совместный товарооборот составил около 300 млн долларов.

Россия — один из основных инвесторов в армянскую экономику: общий объём российских вложений превысил 240 млн долларов. В 2005 году инвестиции составили 67,5 млн долларов.

Многие крупные армянские предприятия принадлежат российским компаниям.

Российской Федерации принадлежит Разданская энергетическая компания (РазТЭС), снабжающая электричеством не только Армению, но и Иран и Грузию.

РазТЭС, крупнейший потребитель российского газа, в числе ещё нескольких армянских предприятий была передана России в 2002 году в счёт погашения государственного долга Армении в размере 93 млн долларов.

Значительная часть электрической энергии производится на Армянской АЭС.

Россия и Армения являются членами ОДКБ. Российско-армянское сотрудничество в военной области направлено на обеспечение безопасности обоих государств. Армянские вооруженные силы участвуют в несении боевого дежурства в рамкахОбъединённой системы ПВО СНГ. На плановой основе осуществляется сотрудничество между министерствами обороны России и Армении.

На территории Армении дислоцируется 102-я российская военная база. Сформирована объединённая российско-армянская войсковая группировка. Пограничная группа ФСБ России в Армении совместно с армянскими пограничниками несет охрану границ республики с Турцией и Ираном.

Армяно-американские отношения

США признали независимость Армении 25 декабря 1991 года и открыли посольство в Ереване в феврале 1992 года. Еще до обретения Арменией независимости в 1991 году, армянское лобби в США представляло интересы Армении. Оно достигло больших успехов в оказании материальной помощи Армении и НКР со стороны американского правительства.

Толчком к началу такой помощи стало Спитакское землетрясение. В последующие годы со стороны американского правительства была оказана финансовая помощь на сотни миллионов долларов. В 2000 году финансовая помощь США Армении составила 102,4 миллиона долларов и в пересчете на душу населения уступила только помощи Израилю.

Причем в предыдущие годы размер помощи только нарастал на фоне общего сокращения помощи США.

Военная поддержка Армении со стороны Вашингтона в 2005 году составила 5 миллионов долларов. В апреле 2004 года стороны заключили договор о военно-техническом сотрудничестве. В 2005 году США выделили 7 миллионов долларов на модернизацию системы связи Вооружённых Сил Армении.

Армяно-турецкие отношения

Отношения между Республикой Армения и Турецкой республикой осложнены проблемой признания геноцида армян и поддержкой Турцией Азербайджана в Карабахском конфликте. В 1993 году Турция в одностороннем порядке блокировала армяно-турецкую границу, официально мотивируя это оккупацией азербайджанских районов армянскими войсками.

Турецкое правительство обещает открыть границу при условии, что Армения прекратит добиваться международного признания геноцида армян и выведет войска из зоны конфликта в Нагорном Карабахе. Кроме того, Армения до сих пор не ратифицировала Карсский договор, на основании которого проходит современная армяно-турецкая граница.

Это позволяет Армении иметь возможность оспорить существующую армяно-турецкую границу.

Турция категорически отрицает наличие исторического факта геноцида армян. По мнению турецких властей имела место «депортация» в условиях Первой Мировой войны. Турция признает массовую гибель армян, однако указывает, что в том числе были убиты и сотни тысяч мусульман.

О необходимости признать геноцид армян говорят лишь отдельные представители турецкой интеллигенции, которые в Турции подвергаются преследованию по 301-й статье Уголовного Кодекса Турции «Оскорбление турецкой идентичности».

Геноцид армян признает турецкий историк Танер Акчам и лауреат Нобелевской премии Орхан Памук.

10 октября 2009 года главы МИД Турции и Армении Ахмет Давутоглу и Эдвард Налбандян подписали в Цюрихе (Швейцария) «Протокол об установлении дипотношений» и «Протокол о развитии двусторонних отношений».

Документы предусматривают создание совместной комиссии из «независимых историков» для изучения вопроса о геноциде армян 1915 года.

Однако позже процесс ратификации протоколов парламентами Турции и Армении был заморожен на неопределенное время.

Источник: http://www.sar-sevan.ru/politika