Высшая юридическая сила статья конституции

Центральная избирательная комиссия Российской Федерации в течение 10 дней со дня получения уведомления повторно рассматривает вопрос о результатах учета объема эфирного времени, затраченного в течение соответствующего календарного месяца на освещение деятельности парламентских партий.

В случае, если Центральная избирательная комиссия Российской Федерации примет решение, в котором повторно установит факт нарушения требования об освещении деятельности парламентских партий в равном объеме, соответствующая общероссийская организация телерадиовещания компенсирует недостающий объем эфирного времени соответственно на телеканалах или радиоканалах в отношении соответствующей парламентской партии в течение 20 дней со дня принятия такого решения.

Содержание

Высшая юридическая сила и прямое действие Конституции

В зависимости от круга и объема регулируемых конституцией общественных отношений выделяются три основные модели конституции – либеральная, этатистская и либерально-этатистская. Либеральная модель характеризуется ограниченностью предмета конституционного регулирования.

Его объектом является организация государственной власти, политические и гражданские (т.е. личные) права и свободы личности (экономические и социальные права находятся вне рамок конституционного регулирования).

Этатистская модель характеризуется чрезмерным расширением предмета конституционного регулирования; она практически не оставляет автономных сфер общественной жизни. Либерально-этатистская модель занимает среднее положение между двумя вышеназванными.

Такая модель характеризуется оптимальным расширением либеральной модели в сторону социальных и иных благ (этатистская модель).[12]

Конституция РФ

Конституция РФ обладает верховенством (ч. 2 ст. 4, ч. 1 ст. 15). Ни один акт, от кого бы он ни исходил, не может быть принят, если он идет вразрез с положениями Конституции. Если же положениям Конституции противоречит акт, принятый до ее вступления в действие, то он должен быть приведен в соответствие с ней.

Кроме того, из названного свойства Конституции вытекает обязанность законодателя детализировать ее содержание в отраслевом законодательстве. Названная обязанность вовсе не исчерпывается принятием законов, прямо предусмотренных Конституцией РФ (о государственных символах, о Правительстве, о Конституционном Суде и т. п.).

Отраслевое законодательство должно максимально раскрывать содержание любых конституционных норм. В развитии конституционных норм особое значение принадлежит федеральным конституционным законам (ст. 108) — передаточному звену между Конституцией и обычным законодательством, детализирующему наиболее важные ее положения.

Задача детализации конституционного содержания лежит и на правоприменительных органах, тех же судах.

Рекомендуем прочесть:  в каких случаях дети выплачивают алименты родителям

Доклад: Высшая юридическая сила и прямое действие конституции

Иерархический порядок расположения актов указывает на особую юридическую силу Конституции. Это означает, что она обладает вер­ховенством над законами и иными правовыми актами; последние должны исходить из Конституции и не противоречить ей. Законы и подзаконные акты, противоречащие Конституции, не имеют юриди­ческой силы.

Причем соответствовать Конституции должны не толь­ко акты федерального законодательства, но и акты органов государ­ственной власти субъектов Федерации, а также органов местного самоуправления.

Конституция, распространяя свое действие на всю территорию Российской Федерации, олицетворяет собой государ­ственную целостность, единство системы государственной власти.

Суверенитет — (Sovereignty) Суверенитет это независимость государства от других стран Суверенитет России и его проблемы, суверенитет Украины, суверенитет республики Беларусь, суверенитет Казахстана, суверенитет Чечни, Проблемы суверенитета стран Европы,… … Энциклопедия инвестора

Высшая юридическая сила и прямое действие конституции

4. Общепризнанные принципы и нормы международного права и междуна­родные договоры Российской Федерации являются составной частью ее право­вой системы. Если международным договором Российской Федерации установ­лены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.»(ст.15)

Статья 15 Конституции Российской Федерации особенно важна потому, что в ней определяется место Конституции в системе нормативных правовых актов страны. Конституция формирует и закрепляет отправные принципы правового регулирования, является базой всего законодательства и представляет собой акт, обладающий высшей юридической силой.

Высшая юридическая сила конституции понятие и содержание

В разделе Юридическая консультация на вопрос Почему конституцию принято называть законом высшей юридической силы? заданный автором Красивые глазки лучший ответ это Кажется в К. написано, что К. — верховный закон государства.

Это значит, что все остальные законы и подзаконные акты (постановления, указы и пр.) приводятся в полное соответствие с К. и не могут ей противоречить. А если и противоречат, то должны считаться недействительными до тех пор, пока не будут приведены в соответствие.

Значение как основного закона государства придает ей характер документа, обладающего высшей юридической силой, занимающего верхнюю ступеньку в иерархии правовых актов. Все другие нормативные акты не должны противоречить ей, издаются в дополнение и развитие.

Акты, противоречащие нормам основного закона и провозглашенным в нем принципам, не должны применяться, и при наличии специального органа конституционного надзора признаются им недействительными целиком либо в той их части, в которой имеет место указанное, противоречие.

Конституционное право

2. Из верховенства Конституции вытекает, что она является юридической базой текущего законодательства. Это означает, что конституционные принципы и положения играют направляющую роль для законодательной деятельности.

Текущее законодательство может развивать конституционные предписания, конкретизировать их, устанавливать дополнительные гарантии прав и свобод человека и гражданина, а также организации и деятельности различных государственных институтов.

2. Высшая юридическая сила Конституции. Согласно статье 15 Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. Высшая юридическая сила Конституции означает, что все законы и иные нормативные правовые акты должны соответствовать Конституции, в противном случае действуют нормы Конституции.

Под юридическими свойствами Конституции РФ понимают основные черты, отличающие ее от других законов и иных правовых актов. Конституцию поэтому иногда принято называть “законом законов” а) Высшая юридическая сила. Положения Конституции РФ имеют приоритет над. [читать подробнее].

Конституция России и конституционный контроль (учебное пособие)

Необходимость обеспечить единство, целостность и непротиворечивость всей системы российского права обусловливает верховенство Конституции. Не случайно в ч. 2 ст. 4 Основного Закона России установлено, что “Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации”.

Этот принцип подкрепляется положениями ч. 1 ст. 15 Основного Закона: “Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации”.

Все равны перед законом и судом – государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина вне зависимости от пола, расы, национальности, языка, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, других обстоятельств.

Конституция и законы Российской Федерации регулируют важней­шие общественные отношения.

С их помощью закрепляются основы конституционного строя, основные права и свободы граждан, госу­дарственное устройство, формы и виды собственности, основы уго­ловного, гражданского, семейного и иных отраслей законодательст­ва, а также другие принципиальные направления жизнедеятельности общества и государства.

Таким образом, их действие носит универ­сальный, общеобязательный характер по кругу лиц, во времени и про­странстве.

Соответственно и обязанность соблюдать федеральные за­конодательные акты распространяется на все органы государственной власти, в том числе органы власти субъектов Федерации, органы мест­ного самоуправления, а также на всех без исключения должностных лиц.

Правоприменительная практика всех государственных органов должна соответствовать Конституции, а должностные лица независи­мо от их ранга и положения должны нести ответственность в случае нарушения ими норм Конституции и законов. Столь же обязательны законодательные акты Российской Федерации для граждан и их объ­единений. Всеобщая обязательность таких актов вытекает из их по­тенциального восприятия как меры справедливости, применяемой ко всем гражданам в равной мере.

Источник: https://russianjurist.ru/nasledstvo/vysshaya-yuridicheskaya-sila-konstitutsii

Высшая юридическая сила и прямое действие конституции (стр. 1 из 2)

МИНИСТЕРСТВО ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ

РОССЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ /МИИТ/

Кафедра «Право»

ВЫСШАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ СИЛА И ПРЯМОЕ ДЕЙСТВИЕ КОНСТИТУЦИИ

Выполнила: ст. гр. АУИ-412

/Карякина Е.В./

Принял: профессор

/Стецовский Ю.И./

Москва 2000

СОДЕРЖАНИЕ

СОДЕРЖАНИЕ……………………………………………………………………………………… 2

МЕСТО КОНСТИТУЦИИ В СИСТЕМЕ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ СТРАНЫ………………………………………………………………………………………………. 3

ВЫСШАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ СИЛА КОНСТИТУЦИИ…………………………….. 8

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………… 10

МЕСТО КОНСТИТУЦИИ В СИСТЕМЕ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ СТРАНЫ

Статья 15 Конституции Российской Федерации особенно важна потому, что в ней определяется место Конституции в системе нормативных правовых актов страны. Кон­ституция формирует и закрепляет отправные принципы правового ре­гулирования, является базой всего законодательства и представляет собой акт, обладающий высшей юридической силой.

«1. Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не долж­ны противоречить Конституции Российской Федерации.

2. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, долж­ностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

3. Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные за­коны не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

4. Общепризнанные принципы и нормы международного права и междуна­родные договоры Российской Федерации являются составной частью ее право­вой системы. Если международным договором Российской Федерации установ­лены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.»(ст.15)

Известно, что под юридической силой акта понимают как его обя­зательность вообще, так и его место в иерархии правовых актов.

В на­стоящее время федеральная нормативно-правовая система включает в себя следующие составные части: Конституцию, федеральные кон­ституционные законы, федеральные законы, иные нормативные акты палат Федерального Собрания, указы Президента, постановления Правительства, акты министерств, государственных комитетов и иных федеральных органов исполнительной власти.

https://www.youtube.com/watch?v=JD7I7UZ3Q4I

Иерархический порядок расположения актов указывает на особую юридическую силу Конституции. Это означает, что она обладает вер­ховенством над законами и иными правовыми актами; последние должны исходить из Конституции и не противоречить ей. Законы и подзаконные акты, противоречащие Конституции, не имеют юриди­ческой силы.

Причем соответствовать Конституции должны не толь­ко акты федерального законодательства, но и акты органов государ­ственной власти субъектов Федерации, а также органов местного самоуправления.

Конституция, распространяя свое действие на всю территорию Российской Федерации, олицетворяет собой государ­ственную целостность, единство системы государственной власти.

Конституция имеет прямое действие. В то же время сам текст Кон­ституции содержит указания на необходимость принятия ряда феде­ральных конституционных законов и федеральных законов, чье дей­ствие будет способствовать развитию положений, закрепленных Конституцией в общей форме.

Конституция и законы Российской Федерации регулируют важней­шие общественные отношения.

С их помощью закрепляются основы конституционного строя, основные права и свободы граждан, госу­дарственное устройство, формы и виды собственности, основы уго­ловного, гражданского, семейного и иных отраслей законодательст­ва, а также другие принципиальные направления жизнедеятельности общества и государства.

Таким образом, их действие носит универ­сальный, общеобязательный характер по кругу лиц, во времени и про­странстве.

Соответственно и обязанность соблюдать федеральные за­конодательные акты распространяется на все органы государственной власти, в том числе органы власти субъектов Федерации, органы мест­ного самоуправления, а также на всех без исключения должностных лиц.

Правоприменительная практика всех государственных органов должна соответствовать Конституции, а должностные лица независи­мо от их ранга и положения должны нести ответственность в случае нарушения ими норм Конституции и законов. Столь же обязательны законодательные акты Российской Федерации для граждан и их объ­единений. Всеобщая обязательность таких актов вытекает из их по­тенциального восприятия как меры справедливости, применяемой ко всем гражданам в равной мере.

Следует отметить, что действие Конституции и законов Российс­кой Федерации распространяется не только на граждан России, но и на иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на ее территории (за исключениями, установленными действующим зако­нодательством).

В демократическом государстве крайне необходимо, чтобы закон был доведен до всеобщего сведения, поскольку гласность в сфере за­конодательства непосредственно затрагивает права и законные инте­ресы граждан и других субъектов права. Знание законов не может быть привилегией избранных.

Процесс все большей открытости российского общества не мог не затронуть и сферу обнародования нормативных актов. В данной об­ласти произошли существенные изменения, закрепленные конститу­ционными положениями, в соответствии с которыми опубликование законов и других нормативных актов тесно увязано с их введением в действие.

Неопубликованные законы не могут применяться на территории Российской Федерации. Более того, любые нормативные акты, затра­гивающие права, свободы и обязанности граждан (а это и постанов­ления Правительства, и огромный массив ведомственных актов), не могут применяться, если официально они не опубликованы для все­общего сведения.

Данное конституционное положение, по сути дела, означает, что законы и другие акты, указанные в ч. 3 статьи (а вернее, их полные и точные тексты), должны публиковаться в газетах или спе­циальных изданиях правотворческих органов или по их поручению другими органами. Эти издания распространяются по подписке. Нор­мативные акты вступают в силу, т.е.

могут применяться, действовать, только при условии их опубликования.

Из сказанного следует и другое важное положение: никто не может быть осужден или подвергнут наказанию на основании закона, кото­рый официально не опубликован для всеобщего сведения.

В соответствии с Федеральным законом «О порядке опубликова­ния и вступления в силу федеральных конституционных законов, фе­деральных законов, актов палат Федерального Собрания», принятым Государственной Думой 25 мая 1994 г. и одобренным Советом Федера­ции 1 июня 1994 г.

, официальным опубликованием федерального кон­ституционного закона, федерального закона, акта палаты Федераль­ного Собрания считается первая публикация его полного текста в «Российской газете» или «Собрании законодательства Российской Федерации».

Федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания могут быть опубликованы и в иных печатных изданиях, а также доведены до всеобщего сведения (обнародованы) по телевидению и радио, разосланы государственным органам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям, органи­зациям, переданы по каналам связи, распространены в машиночи­таемой форме. Кроме того, в Законе установлено, что законы, акты палат Федерального Собрания и иные документы могут быть опубли­кованы также в виде отдельного издания. Если в федеральный кон­ституционный закон, федеральный закон, акт палаты Федерального Собрания были внесены изменения или дополнения, они могут быть повторно официально опубликованы в полном объеме.

Федеральные конституционные законы и федеральные законы под­лежат официальному опубликованию в течение семи дней после дня их подписания Президентом Российской Федерации. Акты палат федерального Собрания публикуются не позднее чем через десять дней после дня их принятия.

Законы направляются для официального опубликования Прези­дентом Российской Федерации, а акты палат Федерального Собра­ния — Председателем соответствующей палаты или его заместите­лем.

При публикации федерального конституционного закона и феде­рального закона указываются наименование закона, даты его приня­тия (одобрения) Государственной Думой и Советом Федерации, а так­же должностное лицо, его подписавшее, место и дата его подписания, регистрационный номер. При публикации постановления палаты Федерального Собрания указываются его наименование, должност­ное лицо, его подписавшее, место и дата его принятия, регистраци­онный номер.

Проблема официального опубликования актов сегодня актуальна и потому, что роль «информаторов» о законодательстве все чаще пы­таются взять на себя различного рода негосударственные, коммерчес­кие структуры. Последние далеко не всегда способны обеспечить пол­ную и достоверную информацию о законах и нередко под видом принятых законов воспроизводят в своих изданиях даже не самые пос­ледние их проекты.

Международные договоры Российской Федерации регулируют от­ношения России с зарубежными государствами и международными организациями.

Они заключаются в соответствии с Конституцией и федеральными законами от имени Российской Федерации уполномо­ченными федеральными органами.

После официального признания, ратификации и одобрения международные договоры в установленном порядке приобретают обязательную силу на территории России.

Источник: https://mirznanii.com/a/184800/vysshaya-yuridicheskaya-sila-i-pryamoe-deystvie-konstitutsii

Высшая юридическая сила конституции Российской Федерации: понятие, содержание и прямые действия

Без конституционных рамок не может нормально функционировать и развиваться никакое современное суверенное демократическое государство.

Конституция, в большинстве своем, представляет собой некий правовой акт, который имеет основополагающее юридическое значение в той или иной стране.

Предметом рассмотрения настоящей статьи является высшая юридическая сила Конституции Российской Федерации.

Общие сведения

В 1993 году в российском государстве была принята очередная Конституция – закон высшей юридической силы, провозглашающий Российскую Федерацию правовым государством с демократическим политическим режимом. В основу новой Конституции была положена идеология естественных неотъемлемых прав человека.

Структура Конституции России

Конституция состоит из трех частей – вводной (Преамбулы) и двух основных разделов. Всего в Основном законе российского государства 137 статей, сгруппированных в главы.

Первый раздел содержит 9 глав, посвященных характеристике конституционного строя государства и его федеративному устройству, свободам и правам человека и гражданина, органам публичной власти и муниципального управления, а также процедуре изменения Основного закона.

Во втором же разделе Конституции отражены переходные и заключительные положения о прекращении действия старой конституции, о вступлении в силу новой и другие.

Особенности Конституции РФ

В сравнении с прежними Конституциями, особенно советскими, Конституция, принятая в 1993 году, характеризуется более высокой демократичностью и стабильностью.

Кроме того, действующая Конституция впервые установила принцип разделения ветвей публичной власти, а также унифицировала полномочия территориальных субъектов страны.

Глава государства, согласно новой Конституции, перестал являться главой исполнительной ветви власти.

Одним из принципов конституционного строя современной России провозглашено народовластие. Оно подразумевает возможность народа осуществлять свое влияние на происходящие в стране процессы непосредственно или через органы публичной власти и муниципального управления.

Изменение и принятие Конституции

Согласно 136 статье Конституции России, поправки к 3-8 главам Основного закона, посвященным федеративному устройству страны, органам власти и муниципального самоуправления, принимаются в таком же порядке, который предусмотрен для федеральных конституционных законов. В силу они вступают после одобрения органами представительной власти субъектов России.

В 2008 году были впервые приняты такие поправки. Они предусматривали увеличение президентского срока и срока осуществления полномочий депутатами Госдумы.

В научной среде ведутся дискуссии по поводу юридической силы таких законов. Одни ученые считают, что конституционные законы такого типа можно поставить на второе место по юридической силе после Конституции. Другие же признают за законами о поправках к Конституции высшую юридическую силу, равную юридической силе Основного закона.

К источникам конституционного права также относят правовые акты Конституционного Собрания Российской Федерации, которыми может быть отменено либо изменено любое положение глав 1, 2, 9 российской Конституции.

Конституционное Собрание созывается с целью решения вопроса о необходимости пересмотра Конституции либо о подтверждении ее неизменности.

В случае необходимости пересмотра Основного закона разрабатывается проект очередной Конституции, принимаемый либо квалифицированным большинством членов Конституционного Собрания (двумя третями), либо посредством общенародного ания.

Высшая юридическая сила Конституции

Под юридической силой правового акта в целом понимается совокупность свойств, которые определяют место и роль такого акта в конкретной правовой системе. Юридическая сила акта позволяет установить его соподчиненность с другими правовыми актами, выявить системные связи и зависимости в законодательстве.

В 15 статье Основного закона сказано, что Конституция обладает высшей юридической силой. Документ имеет прямое действие, а сфера его применения распространяется на всю территорию России. Федеральные законы и другие, принимаемые в России правовые акты не могут идти в разрез с Основным законом.

Высшая юридическая сила Конституции означает, что Основной закон занимает доминирующее положение в государственной правовой системе и всегда пользуется безусловным верховенством в случае коллизии с ним норм других правовых актов.

Это правило лежит в основе деятельности всех без исключения государственных органов власти.

Так, например, законодатель обязан исходить из положений акта высшей юридической силы при внесении изменений в действующее законодательство и подготовке новых правовых норм.

Юридическая сила актов международного права

Согласно части четвертой 15 статьи Конституции общепризнанные принципы и положения международного права, и международные договоры России являются частью правовой системы страны. При этом если законом установлены иные правила, чем международным договором, то применяются нормы, прописанные в международном договоре.

Таким образом, существуют основания полагать, что наряду с Конституцией высшей юридической силой во всех регионах российского государства обладают международные соглашения и другие акты международного права. Некоторые авторы даже считают, что такие акты имеют приоритет над Конституцией, которая по сути своей так же является законом.

Охрана конституционных норм

Помимо того, что Конституция имеет высшую юридическую силу, она также пользуется особыми средствами правовой защиты и гарантиями. Особое значение среди таких средств имеет реализуемый Конституционным Судом РФ конституционный контроль за соответствием всех нормативно-правовых актов Конституции.

Средства защиты Конституции имеются и у Президента России, который вправе аннулировать акты Правительства, а также приостанавливать действие любых актов органов исполнительной ветви власти в случае их несоответствия Основному закону государства.

Президент также обладает дополнительной возможностью обеспечивать верховенство Конституции посредством права законодательной инициативы и права отклонять принятые Госдумой и одобренные Советом Федерации законопроекты.

Прямое действие Основного закона

Прямое действие Конституции России выражается в ее способности выступать регулятором социальных отношений. Означает это, что нормы, изложенные в Конституции, должны быть реализованы в работе должностных лиц и органов власти вне зависимости от того, отражены ли эти нормы в отраслевом законодательстве.

Принцип прямого действия Конституции также означает применение конституционных норм при разрешении дел в судах. В том случае, когда суд при рассмотрении дела приходит к мнению, что нормы применяемого закона противоречат Конституции, применяются нормы Конституции. В этой ситуации суд обязан запросить в Конституционном Суде РФ проверку конституционности соответствующего закона.

В заключение отметим, что фактически в российской правовой системе не существует источников права, находящихся на одной ступени с Конституцией.

Значимость Основного закона не ограничивается высшей юридической силой Конституции, но проявляется еще и в ее верховенстве на всей территории страны, в особой охране и защите, а также в особом порядке проведения процедур пересмотра, принятия и внесения поправок в нее.

Источник: https://FB.ru/article/382512/vyisshaya-yuridicheskaya-sila-konstitutsii-rossiyskoy-federatsii-ponyatie-soderjanie-i-pryamyie-deystviya

Конституция как высшая юридическая сила понятие и содержание

    1. Это правовой документ, в котором высшей ценностью объявляются права и свободы человека.
    2. Конституция имеет структуру, подобную структуре конституций многих стран.

      Она состоит из девяти глав: «Основы конституционного строя», «Права и свободы человека и гражданина», «Федеративное устройство», «Президент», «Федеральное Собрание», «Правительство», «Судебная власть», «Местное самоуправление» и, наконец, «Конституционные поправки и пересмотр Конституции».

    3. В Конституции провозглашается принцип разделения властей, но вместе с тем в ней устанавливается сильная роль Президента.
    4. Конституция РФ устанавливает юридическое равенство субъектов Федерации во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти.

    ЗАКОН — в широком смысле слова все нормативные правовые акты, любые установленные государством общеобязательные правила. В собственном юридическом смысле 3. нормативный акт, принятый в особом порядке высшим представительным органом законодательной власти … Энциклопедия юриста

    Высшая юридическая сила конституции

    С точки зрения порядка изменения, российская Конституция является “жесткой” (в отличие от “мягких” или “гибких” конституций некоторых государств — Великобритании, Израиля, Новой Зеландии и др., где изменения в конституцию вносятся в том же порядке, что и в обычные законы).

    2. Высшая юридическая сила Конституции. Согласно статье 15 Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. Высшая юридическая сила Конституции означает, что все законы и иные нормативные правовые акты должны соответствовать Конституции, в противном случае действуют нормы Конституции.

    Высшая юридическая сила и прямое действие конституции (стр

    В случае расхождения закона и иного нормативного акта с между­народным договором, в котором участвует Российская Федерация, или с общепризнанными нормами международного права применя­ются правила, установленные этими нормами или договором.

    Соглас­но ст.

    46 Конституции каждый вправе в соответствии с международ­ным договором Российской Федерации обращаться в межгосудар­ственные органы по защите прав и свобод граждан, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.

    Шпаргалка: Высшая юридическая сила и прямое действие конституции

    РФ, включив общепризнанные нормы международного права в правовую систему России, не определила их юридическую силу.

    В российской юридической литературе высказываются неоднозначные мнения по вопросу о соотношении национального законодательства и общего международного права.

    Одни авторы пишут, что «общепризнанные нормы международного права не обладают приоритетом по отношению к внутригосударственным правовым актам»1.

    Шпоры для каждого! Информационные учебно-познавательные материалы

    К правовой системе РФ отнесены и международные договоры, а именно те договоры, в отношении которых она выразила согласие на их обязательность и которые вступили для нее в силу, договоры, к которым она присоединилась, а также договоры, в отношении которых она стала продолжателем или правопреемником Союза ССР.

    При этом международные договоры имеют преимущество перед законами в применении: если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

    Представляется, что термин «закон» в данном случае требует расширительного истолкования: если международный договор обладает преимуществом перед законом, то тем более — перед иными нормативными правовыми актами. Речь идет как о федеральных законах, так и о законах субъектов РФ.

    При этом, однако, федеральные органы государственной власти не должны заключать договоры по вопросам, которые находятся в исключительном ведении субъектов РФ.

    Статья 15 Конституции РФ

    Некоторые авторы отрицают какую-либо связь конституции с идеологией, ссылаясь на то, что это якобы свойственно лишь тота­литарному государству, что «конституция — вне идеологии» и что «сумма ценностей, лежащих в основе конституции демократического правового государства, находится как бы за пределами идеологическо­го плюрализма».* На наш взгляд, отказ от былой сверхклассовости, сверхидеологизации советских конституций не должен вести к отрица­нию всякой связи конституций с идеологией в современном демокра­тическом обществе и государстве. «Философия свободы и правового государства», о которой говорит указанный автор как об универсаль­ной идеологии, — это тоже, по нашему мнению, определенная идеоло­гия, которая и в современном демократическом, не говоря уже об ином обществе пока еще не носит универсального характера, хотя и, несомненно, имеет сегодня значительно более широкую социальную базу, чем в прошлом.

    Понятие и основные свойства конституции

    Конституция РФ не предусматривает возможности и процедуры изменения преамбулы и норм разд. 2. Объясняется это следующим.

    Преамбула – та часть Конституции РФ, которая носит, с одной стороны, декларативный (в значительной степени моральный, нравственный), а с другой – основополагающий, незыблемый характер, и при действующей Конституции она должна оставаться неизменной.

    Раздел 2 Конституции РФ содержит заключительные и переходные положения, цель которых, соответственно, обеспечить стабильность правовой системы государства в переходный период, а изменения таких положений могут нарушить эту стабильность. Кроме того, многие нормы разд.

    2 фактически перестали быть действующими в связи с окончанием установленного для них переходного периода и принятием соответствующих законов на основе действующей Конституции РФ.

    Конституция РФ: понятие, сущность, юридические свойства

    Интересное:  Публичная Карта Под Дв Гектар

    18 Янв 2019      hiurist         125      

Источник: https://urist-piter.ru/trudovye-spory/konstitutsiya-kak-vysshaya-yuridicheskaya-sila-ponyatie-i-soderzhanie