Закон дорожной полиции рк

Пошаговая инструкция по общению с сотрудниками дорожной полиции

Закон дорожной полиции рк

1. Остановка сотрудниками дорожной полиции производится только жестом руки с одновременной подачей свистка либо с использованием специальных звуковых и световых сигналов, установленных на патрульной машине.

2. При управлении транспортным средством водитель должен быть внимательным, вежливым, не создавать препятствий и опасности для дорожного движения, действовать добросовестно и корректно. В случае остановки по требованию сотрудника полиции транспортного средства, выполнить его требования. Не покидать транспортное средство, по требованию сотрудника выйти из транспортного средства.

3. Водитель имеет право на свободу передвижения на территории РК.

В случае остановки сотрудником полиции водитель имеет право знать причину остановки, а также требовать предъявления служебного удостоверения сотрудника полиции.

При составлении административного материала пользоваться услугами переводчика, юридической помощью защитника, ознакомиться с протоколом об административном правонарушении и получить копии протокола.

4. При остановке предъявить сотруднику ДПС: свидетельство о регистрации ТС, водительское удостоверение, страховой полис, путевой лист (либо доверенность от юридического лица), документ на перевозимый груз.

5. Если сотрудник ДПС ведет себя некорректно, необходимо позвонить по единому телефону доверия МВД РК 1402, также водитель может сообщить о неправомерных действиях сотрудника полиции по телефону 102 либо в дежурную часть, или на 1424 единый телефон доверия Антикоррупционной службы

6. Остановка транспортных средств сотрудниками полиции осуществляется строго на законных основаниях, прописанных ст. 52 Закона РК «О дорожном движении»:

Основаниями остановки транспортного средства по требованию сотрудника органов внутренних дел являются:

1) нарушение водителем транспортного средства требований настоящего Закона и (или) правил дорожного движения, в том числе зафиксированное сертифицированным специальным техническим средством и прибором нарушение правил дорожного движения

2) работа по розыску угнанных, похищенных транспортных средств, а также транспортных средств, водители которых скрылись с мест дорожно-транспортных происшествий, иных преступлений, связанных с использованием транспортных средств

3) необходимость предоставления транспортного средства в случаях, предусмотренных подпунктом 7) пункта 3 статьи 54 настоящего Закона; (медицинским работникам, следующим в попутном направлении для оказания медицинской помощи, а также, независимо от направления движения, медицинским работникам, сотрудникам органов внутренних дел и органов национальной безопасности для транспортировки граждан, нуждающихся в срочной медицинской помощи, в лечебные учреждения, а также при проведении антитеррористических операций с возмещением затрат; сотрудникам органов внутренних дел для транспортировки транспортных средств, поврежденных при дорожно-транспортных происшествиях, проезда к месту стихийного бедствия, а также сотрудникам органов внутренних дел, Службы государственной охраны Республики Казахстан и органов национальной безопасности в других предусмотренных законодательством Республики Казахстан случаях)

4) проверка у водителя документов, предусмотренных подпунктом 1) пункта 3 статьи 54 настоящего Закона, на стационарных постах полиции, а также при проведении оперативно-профилактических мероприятий

5) проверка документов на перевозимый груз на постах полиции и контрольно-пропускных пунктах. В период проведения специальных мероприятий допускается остановка транспортных средств вне постов полиции с целью проверки документов на перевозимый груз

6) выполнение решений уполномоченных на то государственных органов или должностных лиц об ограничении или запрещении движения

7) необходимость опроса водителя и (или) пассажира (пассажиров) об обстоятельствах совершения дорожно-транспортных происшествий, административного правонарушения, преступления, очевидцами которых они являются

8) регулирование дорожного движения.

Остановка транспортного средства по требованию сотрудника органов внутренних дел по основаниям, не предусмотренным пунктом 1 настоящей статьи, запрещается.

В случае остановки транспортного средства в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи сотрудник органов внутренних дел обязан последовательно совершить следующие действия:

1) незамедлительно подойти к транспортному средству;2) представиться и по требованию водителя предъявить служебное удостоверения для ознакомления и установления фамилии и должности;3) разъяснить причину остановки транспортного средства;

4) в случае, если нарушение водителем транспортного средства требований настоящего Закона и (или) правил дорожного движения зафиксировано сертифицированными специальными техническими средствами и приборами, предъявить водителю соответствующие материалы для ознакомления.

В случае проведения оперативно-профилактических мероприятий, сотрудник полиции обязан уведомить водителя о проводимом мероприятии.

При необходимости водитель может обратиться в дежурную часть подразделения полиции или на оперативный канал «102» для подтверждения.

Документ, подтверждающий ОПМ, карта поста или постовая ведомость являются документами служебного пользования, поэтому водителю для ознакомления не предъявляется.

7. Для фиксации действий сотрудников органов внутренних дел водители наделены правом проведения фото- и видеосъемки при остановке транспортного средства.

8. Протокол об административном правонарушении составляется незамедлительно после обнаружения сотрудниками полиции факта нарушения правил дорожного движения.

В случаях, когда требуется дополнительное выяснение обстоятельств административного правонарушения, личности физического лица или сведений о юридическом лице и личности представителя юридического лица, в отношении которых возбуждается дело, протокол об административном правонарушении составляется в течение трех суток со дня установления указанных обстоятельств. Когда требуется проведение экспертизы, протокол об административном правонарушении составляется в течение двух суток с момента получения заключения экспертизы.

9. Правонарушитель вправе отказаться от подписания протокола, никаких процессуальных последствий для правонарушителя отказ от подписи в протоколе не несет, сотрудник полиции делает соответствующую запись в протоколе об отказе правонарушителя от подписи.

10. Понятые необходимы при изъятии вещей, предметов, являющихся орудиями правонарушения, а также при изъятии документов, досмотра и осмотра транспортных средств, при медицинском освидетельствовании на предмет употребления наркотических средств или алкогольных напитков.

11. Медицинское освидетельствование производиться в медицинском учреждении Наркологического диспансера врачом наркологом, район территориальности не имеет существенного значения.

12. Водитель может оказаться от медицинского освидетельствования, о чем делается запись в соответствующем протоколе об административном правонарушении и влечет за собой лишения водительского удостоверения.

13. Сотрудник ДПС при остановке водителя имеет право приглашать его к себе в служебную автомашину. Водитель может и отказаться, обязанности таковой у водителя не имеется.

14. Сотрудники полиции имеют право изъять государственный номерной знак транспортного средства с привлечением двух понятых и составлении протокола.

В случаях: нарушения остановки и стоянки транспортных средств, ДТП, не прошедший техосмотр ТС, переоборудования ТС, нечитаемы и не по стандарту установлены государственные номерные знаки, неисправность рулевого управления, тормозной системы, тягово-сцепного механизма и эксплуатация ТС, не отвечающих правилам безопасности дорожного движения.

15.

Сотрудник полиции может производить видеосъемку для пресечения административных правонарушений, техническими средствами, которые числятся на балансе органов внутренних дел и  имеют сертификаты и метрологические проверки, а также любыми средствами фиксации, которые могут быть использованы в качестве доказательств совершенного деяния. Обязанности предупреждать об этом водителя законодательно не регламентировано.

16.

Транспортное средство водворяется на штрафную стоянку в случаях эксплуатации ТС без государственных номерных знаков, установки подложных государственных номерных знаков, управления с подложными номерными знаками; нарушения перевозки опасных грузов без разрешения, перегруз грузовых ТС, перевозка грузов грузовым ТС с превышением габаритов, перевозка грузов грузовым ТС без разрешения с отклонением от маршрута; нарушения правил остановки и стоянки ТС, повлекших создания препятствий, стоянка на местах парковке для инвалидов (если водители таковыми не являются); управления ТС без водительского удостоверения, без свидетельства о регистрации ТС, без страхового полиса, передача управления ТС лицу, не имеющему водительского удостоверения, либо лицу, лишенному водительского удостоверения. Транспортное средство, помещенное на штрафную стоянку, можно забрать после устранения причин задержания, а за нарушения правил перевозки грузов грузовым ТС после оплаты штрафа.

17. Сотрудник ДПС может проверить водителя с помощью «алкатестера», при этом привлечь двух понятых и только прибором, выданным органом внутренних дел, имеющим сертификат и метрологическую проверку.

18. Сотрудник ДПС обязан предоставить видео нарушения водителю. Также видеоматериал правонарушения может быть предоставлен по ходатайству правонарушителя, которое должно быть рассмотрено сотрудником полиции в течение трех дней и в обязательном порядке лицо, привлекаемое к административной ответственности, должно быть ознакомлено.

19. На начало возбуждения производства дела об административном правонарушении, если защитник не был предоставлен на начало производства, то в обязательном порядке предоставляется на рассмотрении дела.

20. Лицо, в отношении которого ведется производство, вправе делать замечания по содержанию протокола об административном правонарушении, выписки из него, снимать копию.

Сотруднику полиции необходимо при заполнении протокола об административном правонарушении и иных процессуальных документов по делу об административном правонарушении, вписывать фамилии, адреса и номера телефонов понятых, в случае если понятые могут быть привлечены в качестве свидетелей.

Требования к сотруднику ДПС

1. Сотрудник дорожной полиции может быть как на служебной машине так в пешем порядке.2. Сотрудник при несении службы должен находиться в видимой участникам дорожного движения зоне.3.

Сотрудник при выходе на дежурство получает служебный жетон, который по просьбе водителя должен предъявить, а также служебное удостоверение.4. Сотрудник не обязан предоставлять водителю маршрутный лист, так как он относится к внутреннему служебному документу.

5. Сотрудник должен представиться и разъяснить причину остановки.

Источник: https://pkzsk.info/poshagovaya-instrukciya-po-obshheniyu-s-sotrudnikami-dorozhnoj-policii/

Закон РК О безопасности дорожного движения

Закон дорожной полиции рк

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе

Статья 2. Законодательство Республики Казахстан о дорожном движении

Статья 3. Основные принципы дорожного движения

Статья 4. Система обеспечения безопасности дорожного движения

Глава 2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ И ПОЛИТИКА В СФЕРЕ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

Статья 5. Государственное управление в сфере дорожного движения

Статья 6. Государственная политика в сфере дорожного движения

Статья 7. Финансирование деятельности в сфере дорожного движения

Статья 8. Государственная система учета показателей состояния дорожного движения и обеспечения его безопасности

Глава 3. КОМПЕТЕНЦИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН, ЦЕНТРАЛЬНЫХ И МЕСТНЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫХ И ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ В СФЕРЕ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ И ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЕГО БЕЗОПАСНОСТИ

Статья 9. Компетенция Правительства Республики Казахстан

Статья 10. Компетенция уполномоченного органа

Статья 11. Компетенция уполномоченного органа в области транспорта и коммуникаций

Статья 12. Компетенция уполномоченного органа в области здравоохранения

Статья 13. Компетенция уполномоченного органа в области образования

Статья 14. Компетенция уполномоченного органа в области внешнеполитической деятельности

Статья 15. Компетенция уполномоченного органа в сфере гражданской защиты

Статья 16. Компетенция органов военной полиции

Статья 16-1. Компетенция органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность

Статья 17. Компетенция областных, городов республиканского значения, столицы и районных (городов областного значения) представительных и исполнительных органов

Статья 18. Координация деятельности в сфере дорожного движения и обеспечения его безопасности

Глава 4. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ И ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ И НАДЗОР В СФЕРЕ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

Статья 19. Риски в сфере дорожного движения

Статья 20. Система управления рисками и внутреннего контроля в сфере дорожного движения

Статья 21. Государственный контроль и надзор в сфере дорожного движения

Статья 22. Должностные лица, осуществляющие государственный контроль и надзор в сфере дорожного движения

Статья 23. Права и обязанности должностных лиц уполномоченного органа, осуществляющих государственный контроль и надзор в сфере дорожного движения

Статья 24. Осуществление государственного контроля в сфере дорожного движения

Глава 5. УПРАВЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ, НАПРАВЛЕННОЙ НА ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ И УСТРАНЕНИЕ ПОСЛЕДСТВИЙ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ

Статья 25. Мероприятия по организации дорожного движения

Статья 26. Основные требования по обеспечению безопасности дорожного движения в процессе его организации

Статья 27. Изменение организации дорожного движения

Статья 28. Требования к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям по обеспечению безопасности дорожного движения

Статья 29. Медицинское обеспечение безопасности дорожного движения

Статья 30. Устойчивый транспорт

Статья 31. Интеллектуальная транспортная система

Статья 32. Оказание помощи лицам, пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях, и устранение их последствий

Статья 33. Оператор системы экстренного вызова

Статья 34. Оснащение находящихся в эксплуатации транспортных средств устройствами вызова экстренных оперативных служб

Статья 35. Участие общественных объединений в осуществлении мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения

Глава 6. УПРАВЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ, НАПРАВЛЕННОЙ НА ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОГ И ИХ ПРОПУСКНОЙ СПОСОБНОСТИ

Статья 36. Основные требования по обеспечению безопасности дорожного движения при проектировании, строительстве, реконструкции, ремонте, содержании дорог и управлении ими

Статья 37. Основные требования к должностным и иным лицам, ответственным за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений

Статья 38. Требования к субъектам, выполняющим дорожные и другие работы на проезжей части дороги

Статья 39. Обеспечение безопасности дорог в отношении их пользователей

Статья 40. Основные меры обеспечения безопасности дорожного движения пешеходов

Статья 41. Обеспечение потребностей пользователей дорог в рамках планирования населенных пунктов

Статья 42. Обеспечение безопасного функционирования, поддержания и совершенствования дорожной инфраструктуры

Статья 42-1. Парковка в местах, оборудованных специальными сертифицированными устройствами, предназначенными для взимания оплаты за парковку и учета времени парковки транспортных средств

Статья 43. Разработка безопасной дорожной инфраструктуры, обеспечивающей потребности в мобильности и доступе пользователей дорог

Статья 44. Обустройство дорог объектами дорожного сервиса

Статья 45. Обучение правилам дорожного движения

Статья 46. Научные исследования и разработки в области безопасных дорог и обеспечения мобильности

Глава 7. УПРАВЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ, НАПРАВЛЕННОЙ НА ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

Статья 47. Обеспечение безопасности транспортных средств

Статья 48. Основные требования к должностным и иным лицам, ответственным за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств

Статья 49. Основные требования по обеспечению безопасности дорожного движения при эксплуатации транспортных средств

Статья 50. Основные требования по обеспечению безопасности дорожного движения при техническом обслуживании и ремонте транспортных средств

Статья 51. Основания и порядок запрещения эксплуатации транспортных средств

Статья 52. Основания и порядок остановки транспортного средства

Глава 8. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ УЧАСТНИКОВ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

Статья 53. Основные права и обязанности участников дорожного движения

Статья 54. Права и обязанности собственника и водителя механического транспортного средства

https://www.youtube.com/watch?v=ZFQGGcL7Vds

Статья 55. Права и обязанности пассажира

Статья 56. Права и обязанности пешехода

Статья 57. Права и обязанности водителей мопедов, велосипедов, погонщиков, ведущих по дороге скот, стадо, вьючных, упряжных или верховых животных

Глава 9. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДВИЖЕНИЯ ЛЮДЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА

Статья 58. Организация движения людей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и стоянки обслуживающих их транспортных средств

Статья 59. Специальные права водителей с нарушениями опорно-двигательного аппарата или водителей транспортных средств, обслуживающих людей с нарушениями опорно-двигательного аппарата или слепых

Глава 10. ДОПУСК К УЧАСТИЮ В ДОРОЖНОМ ДВИЖЕНИИ

Статья 60. Допуск транспортных средств и лиц, управляющих ими, к участию в дорожном движении

Статья 61. Подтверждение соответствия транспортных средств, предметов оборудования и запасных частей, которые могут быть установлены и (или) использованы на транспортных средствах

Статья 62. Цели государственной регистрации транспортных средств

Статья 63. Обязательность государственной регистрации транспортных средств

Статья 64. Виды транспортных средств, подлежащих государственной регистрации

Статья 65. Допуск транспортных средств к участию в международном движении по территории Республики Казахстан

Статья 66. Права и обязанности владельцев транспортных средств

Статья 67. Запрет на государственную регистрацию транспортного средства или изменение регистрационных данных транспортного средства

https://www.youtube.com/watch?v=ZFQGGcL7Vds

Статья 68. Отказ в государственной регистрации транспортного средства или изменении регистрационных данных транспортного средства

https://www.youtube.com/watch?v=ZFQGGcL7Vds

Статья 69. Прекращение государственной регистрации транспортного средства

https://www.youtube.com/watch?v=ZFQGGcL7Vds

Статья 70. Документ о государственной регистрации транспортных средств, государственный регистрационный номерной знак

Статья 71. Ответственность владельцев при государственной регистрации транспортных средств

Статья 72. Регистрационные данные транспортного средства

Глава 11. ДОПУСК ЛИЦ К УПРАВЛЕНИЮ ТРАНСПОРТНЫМИ СРЕДСТВАМИ

Статья 73. Допуск лиц к управлению транспортными средствами

Статья 74. Условия получения права на управление транспортными средствами

Статья 75. Прекращение права управления транспортными средствами

Источник: https://pravila.online/zakon-o-dorozhnom-dvizhenii-oglavlenie.html

Имеете водительские права? Так знайте о своих правах!

Закон дорожной полиции рк

Авторы: Алексей Старков, Бахыт Касымбеков // Тимур Еникеев

Редакция kolesa.kz рассказывает водителям об их правах, собрав и растолковав нормы, изложенные в законодательстве РК. В этом вопросе у наших автомобилистов большие пробелы.

Мы ежедневно садимся за руль и отправляемся в путь. У кого-то дорога занимает полчаса до работы, другие наматывают в день по несколько сотен километров. Ситуации, в которые водители могут попасть за это время, случаются самые разные. В некоторых из них непременно задействованы наши доблестные полицейские.

Но не все они юридически грамотны, а иногда их «безграмотность» нацелена на поиск дополнительного источника дохода. Как не наделать ошибок на дороге и не нарваться на развод? Заняться юридическим самообразованием! Никто от вас не требует уровня продвинутого адвоката, но знать основные моменты всегда полезно.

Все указанные нами права описаны в разных документах и законах. Отсечём самые банальные вещи и оставим самые жирные.

Вас тормознул гаишник. Водитель автомобиля имеет право:

1. Услышать причину остановки и попросить взглянуть на служебное удостоверение

Очень частый вопрос: должен ли полицейский называть причину остановки и обязан ли по требованию показывать свои документы? Да, должен, но по этим двум пунктам не обойтись без некоторых уточнений.

Для начала об основаниях для остановки транспортного средства. Согласно ст. 52 закона РК «О дорожном движении», ими являются (коротко о главном):

— нарушение водителем требований закона и (или) ПДД;

— работа по розыску угнанных транспортных средств, а также автомобилей, водители которых скрылись с мест ДТП, и иных преступлений, связанных с использованием машины;

— для предоставления автомобиля медработникам, спешащим на срочный вызов, а также сотрудникам ОВД и органов нацбезопасности для транспортировки граждан, нуждающихся в срочной медпомощи, при проведении антитеррористических операций с возмещением затрат или проезда к месту стихийного бедствия. Помимо этого, сотрудникам полиции предоставить автомобиль придётся, если требуется транспортировка транспортных средств, повреждённых при ДТП;

— проверка у водителя документов на стационарных постах полиции либо при проведении оперативно-профилактических мероприятий;

— проверка документов на груз на постах полиции и КПП. В период проведения специальных мероприятий допускается остановка транспортных средств вне постов полиции с целью проверки документов на перевозимый груз;

— выполнение решений уполномоченных на то госорганов или должностных лиц об ограничении или запрещении движения (к примеру, вас ищет Интерпол или налоговые органы);

— необходимость опроса водителя и (или) пассажира (пассажиров) об обстоятельствах совершения ДТП, нарушения, преступления, очевидцами которых они являются;

— регулирование дорожного движения.

И главное, остановка автомобиля по другим основаниям запрещается. Не в первый раз слышим от читателей, что остановили, якобы проверить техосмотр. Хорошая уловка гаишников, между прочим, чтобы лишний раз пообщаться с водителем.

А вдруг что всплывёт или глаза забегают? В случае остановки по основаниям, не предусмотренным указанной статьёй, водитель вправе не передавать документы полицейскому.

Законодательством установлено, что взаимоотношения полиции с участниками дорожного движения должны основываться на строгом соблюдении законности, чётком исполнении своих обязанностей, а п. 2 ст.

14 закона «О правоохранительной службе» от 6 января 2011 года № 380-IV чётко гласит, что только законные требования сотрудников правоохранительных органов, предусмотренные законодательными актами Республики Казахстан, обязательны для исполнения всеми гражданами.

Ответ на следующий вопрос: какие ваши документы имеет право требовать полиция на дороге (и тоже кратко):

— водительское удостоверение либо временное вместе с документом, удостоверяющим личность водителя;

— СРТС (техпаспорт) или документ, свидетельствующий о праве собственности на авто;

— в установленных законодательством РК случаях страховку ОГПО владельцев транспортных средств и (или) полис ОГПО перевозчика перед пассажирами;

— путевой лист (если авто зарегистрировано на юрлицо);

— документ на провозимый груз (им является товарно-транспортная накладная);

— иные установленные законодательством РК документы на транспортное средство (документы на прицеп, к примеру).

Причины понятны. Список документов в бардачке. Как должен вести себя полицейский и каковы ваши действия и права при общении с ним:

— оставайтесь в автомобиле. Многие водители по старой памяти выходят из автомобиля посаламкаться. Делать этого не стоит, ведь, согласно п. 1 р. 2 ПДД РК, без разрешения сотрудника органов внутренних дел этого делать нельзя;

— инспектор должен внятно представиться, но вы, помимо этого, имеете право потребовать от полицейского предъявить служебное удостоверение в развёрнутом виде. Передавать его он вам не обязан. При необходимости запишите (сфотографируйте на камеру телефона) данные инспектора. В случае превышения полномочий вы будете знать, на кого и куда жаловаться.

2. Записывать беседу с инспектором на диктофон и его действия на видео

Если инспектор путается в своих обвинениях (бывает у них такое) или вы видите нарушение полномочий и грубое общение, то лучше воспользоваться таким правом, так как ваши аудио- и видеозаписи могут быть приняты как доказательство по делу.

Но действовать нужно правильно, чтобы потом эти самые записи можно было действительно использовать как защиту. Право дано в соответствии с п. 4 ст. 21 КоАП: лица, участвующие в административном деле, а также присутствующие, имеют право фиксировать письменно или с использованием аудиозаписи ход производства.

В таких случаях не требуется согласия сотрудника полиции. А вот видео- и фотосъёмка допускаются уже с разрешения полицейского с учётом мнения лиц, участвующих в деле. Фото- или видеосъёмка не должны мешать нормальному ходу производства и могут быть ограничены во времени.

Конечно же, если у вас включён регистратор, то остановить запись никто не имеет права. Снимайте на здоровье, но вот только без письменного одобрения в суде ваш видеофайл не будет считаться доказательством. А законно ли выкладывать ролики с гаишниками в Сети? Законно. Согласно пп. 15 п.

1 статьи 4 закона «О государственной службе Республики Казахстан», госслужба основывается на принципе учёта общественного мнения и гласности. И публикация нарушения со стороны полицейского к этому как раз таки и относится.

Что делать? Пишите ходатайство с просьбой провести съёмку и прикладывайте к протоколу. Если от сотрудника последует отказ, то он должен быть выдан в письменной форме с обоснованием.

3. Не выполнить требование об остановке

Действительно, вы имеете право этого не делать, если на улице тёмное время суток, неосвещённый участок дороги и гаишник подозрительно стоит один. Или же если вас пытаются ночью остановить полицейские, несущие службу на автомобиле без специальных обозначений и световых сигналов.

И даже если у вас есть основания полагать, что вашу машину останавливает не работник полиции, а какой-нибудь злоумышленник, то необходимо незамедлительно сообщить, позвонив на единый номер телефона доверия МВД 1402, или зафиксировать письменно этот случай на ближайшем посту или в отделе полиции.

А обязан ли водитель вообще выходить из автомобиля? Герои скандальных роликов в Сети всячески демонстрируют свою упёртость и сидят в машине до тех пор, пока на место не приедет подкрепление и их не вынесут из машины силой. Это тоже всё от незнания закона.

Обязанность водителя выйти из автомобиля, согласно законодательству РК, возникает в следующих случаях:

— когда имеются достаточные основания полагать, что водитель находится в состоянии опьянения;

— когда водитель или пассажиры подозреваются в совершении преступлений;

— в иных случаях, когда требуется участие водителя в оформлении необходимых документов либо в оказании помощи другим участникам движения.

За многолетнюю практику сотрудников редакции «Колёса» ни разу выход из автомобиля не заканчивался чем-то страшным как в городе, так и на трассе. Зная ПДД и находясь в трезвом состоянии, бояться нечего.

А если вы уверены, что перед вами оборотень в погонах, звоните в полицию до того момента, как вас попросили выйти из машины, лжеполицейские в таких случаях сразу сбегают, и не ваша задача их ловить.

Если вам бояться нечего, а за нарушение уже составляется протокол, то участие в процессе оформления только рекомендуется. Знать, как правильно он должен быть составлен, тоже стоит.

4. Ознакомиться с доказательствами нарушения ПДД

Ваше нарушение может быть зафиксировано камерой, установленной на соседней улице, после чего сотрудник ЦОУ передаст информацию ближайшему патрульному и вашу машину остановят. Благодаря статье 744 КоАП РК вы вправе (согласны вы с нарушением или нет — это другой вопрос) потребовать показать вам эту видеозапись перед составлением протокола.

Если вам откажут (или такая возможность физически не может быть представлена здесь и сейчас), необходимо тут же написать заявление на имя задержавшего вас сотрудника с просьбой ознакомить с материалами дела, а до того момента отложить составление протокола. В результате составление протокола может отодвинуться на трое суток (ст.

 806 КоАП РК), в течение которых вам обязаны будут предоставить то самое видео с вашим нарушением.

К слову, о камерах. На дороге полицейские имеют право предъявлять в качестве доказательства вашего нарушения только фото- и видеозаписи, сделанные сертифицированным и зарегистрированным в органах внутренних дел техническим средством, а также имеющим действующий акт метрологической проверки.

5. Просить помощи адвоката

Звучит, может, и странно, и слышали мы о чём-то похожем только в американских фильмах… но такое право законодательством РК действительно предусмотрено. Причём воспользоваться юридической помощью можно прямо на дороге, в момент составления протокола, а гаишник не вправе этому препятствовать.

Отказ предоставить вам адвоката является грубейшим нарушением ваших прав, нарушается при этом ст. 20 КоАП. Этот факт может повлечь признание состоявшегося производства по делу недействительным с отменой вынесенных в ходе такого производства решений либо признание собранных материалов, не имеющими силы.

Также водитель имеет право дать письменное ходатайство об отводе инспектора, составившего протокол, которое подлежит немедленному рассмотрению. Решение инспектора об удовлетворении ходатайства либо об отказе в его удовлетворении должно быть написано и передано на ознакомление водителю.

6. Отступить от ПДД в некоторых случаях

Но это при крайней необходимости. К примеру, когда это необходимо для предупреждения ДТП, предотвращения угрозы для жизни и здоровья других лиц, если в силу обстоятельств возникшая угроза не может быть предотвращена иначе. Пункт этот крайне важен, если вы действительно стали нарушителем из-за внезапно появившегося на дороге ребёнка и вам пришлось объехать его по встречной.

Соблюдайте правила и знайте свои права! Удачи на дорогах!

Если этих выжимок мало и вы хотите прокачать свои знания в области прав до идеального состояния, то рекомендуем к изучению следующие документы, откуда мы черпали эту информацию:

— Закон РК «О дорожном движении», — Правила дорожного движения РК, — Кодекс об административных правонарушениях РК, — Правила этики сотрудников дорожной полиции органов внутренних дел РК,

— Закон РК «О правоохранительной службе».

Источник: https://kolesa.kz/read/articles/2016/08/imeete-voditelskie-prava-tak-znayte-o-svoih-pravah/

Комитет дорожной полиции РК презентует законопроект

Закон дорожной полиции рк

Министерство внутренних дел РК намерено совершить переворот в ситуации на дорогах страны. В перспективе – безоблачное будущее без пробок, колдобин и фиктивного техосмотра.

Добиться совершенства главные разработчики нового закона намерены не без помощи заинтересованных органов: Министерства транспорта и коммуникаций, Минздрава и Минобразования, а также центральных и местных исполнительных органов.

Попрошу не путать

В Сети многие поспешно окрестили творение МВД Законом “О дорожной полиции”. Может быть, когда-нибудь назреет и такой, но пока речь идет об организации дорожного движения.

Надо отметить, что до появления этого документа мы руководствовались собственно правилами дорожного движения, Законом РК “О безопасности дорожного движения” и некоторыми тематическими положениями Кодекса об административных правонарушениях. “С чего бы при таком разнообразии нормативно-правовой базы изобретать велосипед?” – спросите вы.

У Комитета дорожной полиции на это есть как минимум три причины.

– Во-первых, потому что нужен единый правовой акт, регулирующий все вопросы, связанные с дорожным движением, – говорит начальник управления координации обеспечения безопасности дорожного движения КДП МВД РК Канат Садвакасов. – Да и сам по себе Закон “О безопасности дорожного движения” несколько устарел за шестнадцать лет.

А во-вторых, МВД признает, что больше не желает единолично заниматься дорогой.

– Мы предлагаем систему государственного управления с разделением компетенции и ответственности между всеми центральными и местными государственными органами, с четким определением их прав и обязанностей, – добавил Канат Сушиевич.

Ну и наконец, отметили в Комитете дорожной полиции, Казахстан не может игнорировать ратифицированные им же в разное время международные конвенции “О дорожном движении”, “О дорожных знаках и сигналах” и другие — всего восемь документов.

Всем миром

Как уже было сказано, дорожная полиция желает поделиться своими заботами. И в первую очередь с государственными органами. У каждого будет свое поле деятельности в общей борьбе за безопасность дорожного движения. Так, к примеру, проектировщики дорог уже не смогут сдать проект без учета требований нового закона.

А там – будь добр, угоди и водителям транспортных средств, и пешеходам, и про экологические требования не забудь! Всего не перечислишь. То же самое касается и тех, кто строит или ремонтирует дороги.

В проекте даже оговаривается возможность привлечения к ответственности лиц, допустивших некачественный ремонт или строительство дороги, что повлекло дорожно-транспортные происшествия.

В стороне не останется, например, Минздрав. На нём – вся работа по медицинскому освидетельствованию водителей, определение объема и организация первой медицинской помощи пострадавшим в ДТП, формирование списка лекарств для автоаптечек.

Отдельная роль определена образованию. миссия педагогов состоит в том, чтобы с детсадовской скамьи взрастить добросовестных и законопослушных пешеходов и автолюбителей. Для чего дано задание разработать специальную учебную литературу.

Службы по ЧС возьмут на себя ликвидацию последствий ДТП, а также обеспечат деятельность аварийно-спасательных служб и создадут трассовые медико-спасательные пункты.

Не меньше досталось и местным исполнительным органам. С трудом представляем, как им это удастся осуществить, но раз в МВД верят, мы просто перечислим некоторые пункты: “…

при утверждении местного бюджета определяют объемы финансирования мероприятий по организации дорожного движения и транспортному планированию; обеспечивают безопасность дорожного движения на соответствующей территории; принимают меры по снижению транспортной нагрузки на населенные пункты; ликвидируют последствия дорожно-транспортных происшествий для восстановления дорожного движения на дорогах”.

И это только слегка очерченные границы компетенции. Список обязанностей куда шире.

Новый контролер

Очевидно, понимая, что за столь обширным количеством ответственных органов нужен глаз да глаз, в Комитете дорожной полиции РК предлагают ввести аудит безопасности дорожного движения. Осуществлять его будет некая частная организация. Безусловно, компетентная и авторитетная на своем уровне, подчеркивают в комитете.

– Аудит безопасности дорожного движения является обязательным на каждом этапе, – объясняет Канат Садвакасов. – Это работа на опережение. В идеале еще на стадии проектирования можно выявить дефекты организации дорожного движения до того, как подсчитают смету.

Впрочем, если верить положениям законопроекта, аудиторы имеют полномочия вмешиваться в процесс как в ходе строительства объекта, так и после введения его в эксплуатацию. При необходимости они могут остановить движение или эксплуатацию, вплоть до устранения нарушений.

К слову, полномочия аудиторской компании распространятся даже на процесс сборки транспортных средств!

Контроль – это, конечно, хорошо. Но хочется заметить, что в нашей стране для того, кто наделен высокими полномочиями, слишком велико искушение эти самые полномочия использовать в личных целях. В законе мы не нашли четкого определения, кому конкретно подчиняются аудиторы и каким образом достигается прозрачность их деятельности.

Принимайте ответственность

После принятия закона под очередную “чистку” могут попасть отечественные автошколы. Им в проекте документа уделена отдельная глава. По сути, на инструкторов возлагается ответственность за нерадивых курсантов.

Разработчики указывают на необходимость подготовки высококвалифицированных кадров, качество и уровень знаний которых будут регулярно проверять специальные квалификационные комиссии. Плюс прохождение школами обязательной аккредитации.

Не справившихся будут лишать лицензий.

Под особый контроль попадают и пункты технического осмотра. задача – поломать существующую порочную практику приобретения талона без фактического осмотра транспортного средства. МВД предлагает ввести так называемые диагностические карты технического осмотра.

Это что-то наподобие амбулаторной медицинской карточки, в которую вносятся все сведения о “болезнях” железного коня и принятых мерах “лечения”. Если “врачи” на СТО видят неисправности в вашем автомобиле, но по корыстным причинам не указывают их в карте, то сильно рискуют.

“Оператор технического осмотра обязан возместить в полном объеме вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу владельца механического транспортного средства либо третьих лиц вследствие таких неисправностей”, – резюмируется в законопроекте.

Отрадно отметить, что в документе отдельно прописаны права людей с ограниченными возможностями: от правил парковки до особых условий на общей дороге.

А про нас забыли?

Как заверили нас в Комитете дорожной полиции, к разработке новой редакции закона привлекались и Союз водителей Казахстана, и Фонд безопасности дорожного движения.

Однако в последней организации признались, что слышат об этом впервые.

– Мы не принимали участия в разработке закона и не видели даже его текста, – ответили в Общественном фонде безопасности дорожного движения РК.

Посему высказать какое-либо мнение о документе в этой организации не смогли.

На наш взгляд, в законе имеется сразу несколько слабых мест. Во-первых, определенные сомнения вызывает тот факт, что большинство мероприятий, вменяемых госучреждениям в список обязанностей, они должны выполнять за свой счет.

А бюджет, сами понимаете, вещь планируемая и не резиновая. Не нравится также и то, что почти каждое ведомство к новым обязанностям получило и вагон бумажной работы, ведь там через каждую строчку контроль, отчет, экспертиза…

Анастасия Куприянова

Источник: https://yk-news.kz/news/%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D0%B8%D1%82%D0%B5%D1%82-%D0%B4%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B6%D0%BD%D0%BE%D0%B9-%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D1%86%D0%B8%D0%B8-%D1%80%D0%BA-%D0%BF%D1%80%D0%B5%D0%B7%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%83%D0%B5%D1%82-%D0%B7%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B5%D0%BA%D1%82-%D0%BE-%D0%B4%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B6%D0%BD%D0%BE%D0%BC-%D0%B4%D0%B2%D0%B8%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B8--

Что нужно знать при разговоре с сотрудником дорожной полиции

Закон дорожной полиции рк

Действия сотрудника дорожной полиции четко регламентированы законом. И если водитель знаком с ними, то любая остановка транспортного средства по требованию инспектора может иметь одинаково серьезные последствия как для одной, так и для другой стороны.

Новые правила поведения автоинспекторов на дороге прописаны в инструкции МВД РК по обеспечению безопасности дорожного движения, вступившей в силу 16 апреля этого года. Только мало кто из водителей об этом знает.

А между тем, проблемы в отношениях водителя и автоинспектора чаще всего возникают из-за того, что водитель не знает своих прав и обязанностей сотрудника полиции. Портал 365info решил восполнить этот «пробел» и публикует «свод правил», которые обязан соблюдать дорожный полицейский при общении с водителем.

В кусты не прятаться!

Глава 4 пункт 17 гласит: «патрульный транспорт не располагается за какими-либо преградами, ограничивающими обзорность (деревья, здания и сооружения, рекламные щиты), а также в местах, где остановка и стоянка запрещена, эти же требования распространяются и на пешие наряды».

Остановка ради проверки правомерна

Кстати, пунктом 47 главы 8 запрещаются беспричинные остановки и задержки транспортных средств. Но похоже, что пресловутая остановка ради проверки документов таковой не считается.

Об этом говорится в главе 4 пункт 21: «на сотрудников СПДПП возлагается проверка транспортных средств, грузов, регистрационных и водительских документов, транспортно-сопроводительной документации в целях предупреждения и пресечения преступлений и административных правонарушений».

Автобусы надолго не тормозить

В новых правилах говорится: «остановка транспортных средств осуществляется на минимально короткий срок и в местах, не создающих помех для движения.

Останавливать городской общественный транспорт (автобусы, маршрутные такси, троллейбусы, трамваи) на маршрутах следования, разрешается в случаях нарушения требований ПДД только для объяснения водителям существа нарушения и уточнения расположения конечной остановки на маршруте для последующего составления протокола об административном правонарушении».

Твердо, решительно, но доброжелательно

Впрочем, самая интересная для водителей – это глава 11 «Взаимодействие с участниками дорожного движения»:

  • Согласно ей, взаимодействия сотрудников дорожно-патрульной полиции с участниками дорожного движения должны основываться на строгом соблюдении законности, четком исполнении своих обязанностей, сочетании твердости, решительности и принципиальности в предупреждении и пресечении правонарушений с внимательным, доброжелательным и уважительным отношением к гражданам.
  • При обращении к участникам дорожного движения сотрудник дорожно-патрульной полиции представляется, назвав свою должность, специальное звание и фамилию, подразделение, в котором он служит, и сообщает о причине остановки транспортного средства. В случае обращения граждан, сотрудник, выполнив те же требования, в пределах своей компетенции принимает меры по оказанию помощи, а в необходимых случаях разъясняет, куда следует обратиться для разрешения поставленного вопроса.
  • В разговоре с гражданами сотрудникам дорожно-патрульной полиции не допускается вступать в пререкания, терять самообладание, отвечать грубостью на грубость, при этом необходимо проявлять спокойствие и выдержку.
  • Действия сотрудников дорожно-патрульной полиции должны быть понятны участникам дорожного движения, а сигналы  водителям, во избежание вынужденного создания ими помех для движения других транспортных средств (необходимость применения экстренного торможения, маневрирования) — подаваться своевременно.
  • При остановке транспортного средства сотрудник дорожно-патрульной полиции незамедлительно подходит к водителю и объясняет причину остановки.
  • Не следует сообщать о действительной причине остановки транспортного средства в случаях, когда водитель или пассажиры подозреваются в совершении преступления. При этом сотрудник дорожно-патрульной полиции находит предлог для разговора с водителем, не раскрывая истинного характера своих намерений.
  • Распоряжения следует отдавать коротко и ясно, исключая возможность ошибочного или двоякого их понимания гражданами, которых они касаются.
  • Разъяснения правонарушителю о неправомерности его действий необходимо давать без нравоучений, доброжелательно, убедительно и ясно со ссылкой на соответствующие требования ПДД и КРКоАП.
  • При привлечении к административной ответственности правонарушителя за нарушение ПДД сотрудники дорожно-патрульной полиции разъясняют им их права согласно статье 584 КРКоАП.
  • При возникновении конфликтных ситуаций, претензиях или по требованию участников дорожного движения сотрудник сообщает номер нагрудного знака и предъявляет, не выпуская из рук, служебное удостоверение, разъясняет права и порядок обжалования своих действий, предлагает гражданину в письменной форме изложить свое несогласие. Обо всем этом делается запись в протоколе об административном правонарушении и дополнительные материалы приобщаются к основным материалам.
  • При пресечении правонарушений сотрудники дорожно-патрульной полиции исходят из возложенных на них задач по обеспечению безопасности граждан, защиты их законных прав и интересов, серьезности допущенного правонарушения и возможных последствий.

Закон на стороне водителя

Если водитель твердо уверен в своей невиновности и нет свидетелей и доказательной базы в виде фото- или видеосъемки, а только показания сотрудника дорожно-патрульной полиции, то закон в этом случае на стороне водителя.

По закону, не допускается привлечение водителя к ответственности на основе неподтвержденных обвинений. При несогласии водителя с нарушением, в соответствии с презумпцией невиновности, водитель должен быть освобожден от наказания, потому что не он должен доказывать свою невиновность, а уполномоченные органы должны предоставить объективные доказательства виновности.

Советы юристов

Чтобы исключить возможность фальсификации дела, юристы советуют придерживаться следующих рекомендаций:

  1. Подписывая протокол, обязательно указывайте, что вы с ним ознакомлены, но не согласны. Опишите, с чем именно не согласны.
  2. Запишите данные сотрудника полиции, который оформляет нарушение, в случае неправомерных действий с его стороны вы всегда сможете подготовить обоснованную жалобу.
  3. Записывайте весь разговор с инспектором на диктофон, большинство современных сотовых снабжены этой функцией. Сообщите,что вы проводите запись разговора и покажите «прибор», даже если мобильный телефон не поддерживает этой функции.
  4. Но самое главное, постарайтесь вести себя уверенно. Переведите разговор из категории «торга» (виноват – не виноват) в категорию законных отношений. Настаивайте на составлении протокола и пригласите свидетелей.

Источник: https://365info.kz/2014/07/chto-nuzhno-znat-pri-razgovore-s-sotrudnikom-dorozhnoj-policii

СудРешит
Добавить комментарий